В 2016–2019 годах, по данным BusinesStat, объем рынка дополнительного образования детей в России вырос на 3%, до 1,46 млрд академических часов. Росту рынка способствовали господдержка отрасли и желание родителей компенсировать пробелы общего школьного образования, отмечают аналитики. На фоне пандемии в 2020 году рынок сократился на 17%, до 1,21 млрд академических часов. При этом объем дистанционного сектора дополнительного образования детей вырос на 64%, до 93,6 млн часов по сравнению с 57 млн в 2016 году.
«Допобразование дает возможность детям попробовать себя в разных областях, более глубоко изучить предметы из школьной программы и расширить возможность развития навыков в сферах, которые не отражены в школьной программе, — отмечает директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. — Кроме того, оно способствует формированию интереса к познанию и формированию гибких навыков».
По данным исследования «Российское образование в контексте международных индикаторов» Центра статистики и мониторинга образования РАНХиГС, в начальной школе, например, российские школьники существенно меньше, чем в других странах, изучают иностранный язык и социальные науки. В основной школе отечественная система образования гораздо больше времени уделяет изучению естественных наук, а второй иностранный язык и искусство в отличие от мировой практики почти не изучаются. В целом годовая академическая нагрузка по количеству учебных часов в школе в нашей стране существенно ниже, чем в других странах, отмечают авторы исследования.
Ректор Государственного гуманитарно-технологического университета Надия Юсупова считает, что сегодня меняется доминирующая роль урока в формировании знаний: «На первый план выдвигаются внеурочные занятия — факультативы, элективы, клубы, кружки, которые удерживают высокую мотивацию учеников и дают устойчивый образовательный результат». При этом, по ее словам, альтернативные формы учебной деятельности сегодня разворачиваются, как правило, на партнерских площадках, что приносит новизну, эмоции, осознанность и другие важные результаты в обучении.
Обновление содержания
Популярность дополнительного образования в стране традиционно высока и охватывает 75% всех детей в возрасте от шести до 13 лет, отмечают авторы «Мониторинга экономики образования» (2021) ВШЭ. Исследование демонстрирует, что доступность услуг дополнительного образования зависит от региона: «Во многих показатели охвата ниже среднего уровня по стране». Минимальный охват зафиксирован в Севастополе, Чеченской Республике, Республиках Ингушетия, Калмыкия, самый высокий — в Москве, Московской, Тюменской, Тамбовской областях. Кроме того, сами родители пока выбирают преимущественно творческие и спортивные секции, тогда как технические и естественно-научные занятия все еще остаются маловостребованными.
Однако государственная образовательная политика последних нескольких лет нацелена на повышение доступности допобразования и обновление его содержания. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование», в частности, предусматривает увеличение к 2024 году охвата дополнительным образованием 80% детей в возрасте от пяти до 18 лет, а также вовлечение учащихся именно в программы технической и естественно-научной направленности.
Так, по данным Минпросвещения РФ, в период с 2019 по 2021 год в стране созданы 183 детских технопарка «Кванториум», 126 центров цифрового образования «IT-куб», в 44 регионах страны организованы региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Мини-Сириусы».
По словам руководителя детского технопарка «Изобретариум» городского округа Реутов Московской области Натальи Киввы, миссия дополнительного образования смещается от досуговой к профориентационной. «Мы стараемся, чтобы дети прикоснулись к различным профессиям именно в практическом плане — поработали с оборудованием и программным обеспечением. Технопарк привлекает работодателей, которые помогают ребятам готовить и защищать свои проекты, в итоге выпускники имеют на руках реальное портфолио к поступлению в вуз», — говорит Наталья Кивва.
Кроме того, по ее словам, допобразование позволяет выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка: «Попробовав какое-то направление или профессию, ребенок может понять, в какое высшее учебное заведение поступить, рассмотреть работодателей и возможное место для дальнейшей работы».
Точки роста
«В Подмосковье дополнительное образование является составляющей частью единого образовательного пространства региона», — говорит министр образования Московской области Илья Бронштейн. По его словам, здесь более 2,8 тыс. организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования, и свыше 40 тыс. современных дополнительных общеобразовательных программ. В целом система охватывает 91,6% учащихся в возрасте от пяти до 18 лет. Министр отмечает, что система допобразования региона гибко реагирует на запросы детей и родителей, модернизируя набор и содержание программ, обучая педагогов новым современным технологиям. По его словам, сегодня у детской аудитории наиболее востребованы в том числе занятия технической направленности.
Освоение программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного направлений обеспечивают 242 центра образования цифрового и гуманитарного профилей — «Точка роста». К 2025 году их число должно вырасти до 771. Активно развиваются инновационные организации, обучение в которых ведется по востребованным, имеющим прикладную направленность программам STEM-образования, они объединяют естественные науки и инженерные предметы в единую систему.
Помимо технопарка «Изобретариум» в Реутове на территории региона — в Королеве, Красногорске и Балашихе — также работают три детских технопарка «Кванториум». «Эти площадки оснащены высокотехнологичным оборудованием и нацелены на подготовку квалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей, — говорит Илья Бронштейн. — В 2024 году планируется запуск еще одного школьного кванториума в Дмитровском городском округе».
Центры цифрового образования «IT-куб», созданные в Электростали, Ленинском и Подольском городских округах, предлагают ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий.
Например, за последние три года воспитанники центра «IT-куб Электросталь» стали участниками более тысячи конкурсов и олимпиад различного уровня, в том числе международного чемпионата WorldSkills. В 2022 году откроется «IT-куб» в Клину, а в 2024-м запланировано открытие центра в Химках.
Совершенствование стандартов
Именно дополнительное образование во многом способствует раннему самоопределению ребенка, уверена руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева. При этом, по ее словам, важно, что индустриальные компании и научные институты готовы работать с детьми школьного возраста: «Два года назад «Сириус» запустил программу поиска научно-технологических проектов для старшеклассников. И более 500 компаний из 65 регионов страны предложили свои проектные задачи». Это позволяет педагогу создавать среду для включения детей 7–8-х классов в работу над реальными востребованными продуктами.
Новые возможности для расширения доступности допобразования и раскрытия потенциала каждого конкретного ребенка, по мнению Елены Шмелевой, открывает и дистанционное обучение. «У нас есть примеры, когда ребенок, не умея программировать, до того как подал заявку в «Сириус», успешно прошел дистанционный курс, благодаря этому попал на очную программу, а через год уже участвовал в финале всероссийской олимпиады», — рассказывает она. На дистанционных курсах «Сириуса» по предметам естественно-научного цикла учатся более 200 тыс. школьников и учителей. В целом, по ее словам, благодаря развитию региональных центров по модели «Сириуса» (на сегодня их 67), а также центров дополнительного образования в рамках национальных и федеральных проектов возможностей для выявления и реализации талантов детей за последние десять лет стало существенно больше.
Тем не менее Елена Шмелева отмечает, что база для развития таланта создается в средней школе. Поэтому «Сириус» активно участвует в совершенствовании государственных образовательных программ и федеральных стандартов. В прошлом году, например, во многом благодаря «Сириусу» во ФГОС включено углубленное изучение математики, информатики, физики, химии, биологии в основной школе.