От первого лица , Весь мир ,  
0 

«До 50% автомоек в ближайшие несколько лет будут автоматизированы»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Как перераспределение логистических потоков в стране будет стимулировать развитие рынка автомоек, рассказал руководитель проектов компании «Керхер» Алексей Поздеев.

— Как развивается рынок автомоек и как экономическая и геополитическая ситуация отражается на этом бизнесе?

— Количество автомобилей ежегодно растет, и потребность в мойках пропорционально увеличивается. По итогам 2021 года российский автопарк вырос на 2,2%, до 64 млн транспортных средств (ТС), по данным ГИБДД. Примерно такая же динамика наблюдалась на протяжении последних пяти лет. На долю грузового транспорта пришлось 10,3%, или 6,6 млн машин.

Соответственно подавляющее большинство автомоек — это мойки для легкового автотранспорта. На рынке явно есть дефицит грузовых автомоек. По данным «Автостата», в стране действует более 27,6 тыс. автомоек, на долю грузовых приходится около 4% (чуть более 1 тыс. моек).

Главная особенность рынка автомоек в России и потенциальная точка роста этого бизнеса в том, что большинство моек используют исключительно ручной труд. Например, я буквально недавно был в Омске и заезжал на одну из грузовых моек, и на всех трех моечных линиях используется ручной труд. В результате стоят очереди из грузовиков. И такая ситуация наблюдается во многих регионах: в Тюменской, Пермской, Челябинской и других областях работает всего по 3–4 грузовых ручных автомойки на регион.

Трафик на этом направлении на фоне переориентации логистики на Восток будет только расти. Уже строятся автодорожные обходы городов на широтных магистралях, связывающих центр страны с Дальним Востоком. Объемы коммерческих грузоперевозок автотранспортом за первое полугодие 2022 года выросли на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным Минтранса РФ. Это требует развития всех объектов логистической инфраструктуры, в том числе автомоек.

— В чем преимущества автоматизации автомоек, каков потенциал этого сегмента?

— При одинаковой площади помещения — 45–60 кв. м и сопоставимом расходе электроэнергии расходы воды и химии на автоматической портальной мойке легковых автомобилей значительно ниже, чем на ручной.

Дело в том, что портальная мойка работает на оборотном цикле: 85% сточной очищенной воды используется повторно, и только 15% — для финального ополаскивания автомобиля.

Кроме того, портальная автомойка автоматически дозирует необходимое количество химии и, в отличие от человека, не допускает перерасхода. Сокращение ручного труда на мойке также снижает затраты на фонд оплаты труда. При этом нужно понимать, что даже на автоматизированном моечном комплексе нужен персонал, но в значительно меньшем количестве: для слежения за работой системы, консультирования автомобилистов, минимальной домывки труднодоступных мест.

Автомойка с минимальным участием человека позволяет снизить себестоимость операции и увеличивает производительность. За час на ручной мойке обслужат один легковой автомобиль, на автоматизированной за это же время будет вымыто до 15 транспортных средств. Стандартная фура вручную моется 1–1,5 часа, портальная мойка обслуживает в час до трех 16-метровых длинномеров.

Конечно, автоматизированные моечные системы стоят ощутимо дороже. Но с учетом снижения себестоимости и повышения маржинальности операций, роста производительности до десяти раз окупаемость портальной мойки составляет порядка двух-трех лет.

Мы видим рост интереса бизнеса к автоматизации автомоек. По оценкам «Керхер», в ближайшие 5–7 лет до половины всех моек в стране будут автоматизированы. 45–47% — таков потенциал рынка. Сейчас общая доля автомоек с различной степенью автоматизации, по нашей оценке, может достигать 10–13%.

Тренд на автоматизированные мойки начал активно набирать обороты с 2019 года. Мы ожидаем дальнейшего роста интереса бизнеса к автоматизации автомоек. Снижение покупательской способности населения напрямую влияет на окупаемость инвестиций в развитие этого бизнеса. Автоматизация моек позволяет эту проблему нивелировать. Однако, помимо правильно выбранного места, эффективность этого бизнеса зависит и от типа автоматизированной мойки и оборудования.

— Почему «Керхер» продвигает портальные автоматизированные мойки?

— Автоматизированные мойки делятся на туннельные (конвейерные) и портальные мойки. В первом случае машину цепляют за колесо, и автомат протаскивает ее через различные рамки: щетки, высокое давление, нанесение пены, воск и так далее.

Однако, как показала практика, конвейер в наших погодных условиях окупается значительно дольше, чем, например, в Европе, где погодные условия мягче и машины на конвейер не заезжают в комьях грязи.

В России мойка на конвейере предполагает по меньшей мере предварительную отбивку каждого автомобиля. Это требует дополнительного ручного труда и времени, что значительно снижает производительность конвейера.

В портальной мойке на П-образной раме собраны воедино все элементы, которые есть на конвейере. Машина заезжает и стоит, а рамка перемещается вдоль автомобиля и промывает его. Это позволяет сэкономить место: для автоматической портальной мойки места нужно столько же, как для ручной.

Для нас в «Керхер» наиболее эффективным и оптимальным по окупаемости оборудованием являются легковые и грузовые портальные мойки. Компания также предлагает оборудование для традиционных ручных моек самообслуживания. Этот сегмент в последние несколько лет пользуется популярностью у потребителей. И, конечно, стандартные аппараты высокого давления для ручных автомоек.

Существуют также так называемые роботизированные бесконтактные мойки: Г-образная рамка, которая движется вокруг автомобиля по кругу. Такие мойки не используют щеток. В них применяется химия, которая наносится на автомобиль в несколько слоев, а затем смывается водой под высоким давлением. Но нас не устраивают результаты такой мойки.

— Приходится ли сталкиваться с предубеждением против щеток, опасением как потребителей, так и бизнеса за сохранность лакокрасочного покрытия?

— Некоторые автолюбители действительно опасаются автоматизированных моек со щетками. Но дело в том, что сами по себе щетки автомобиль не царапают. Это может происходить только при несоблюдении технологии мойки.

Немецкий химик-инженер Герберт Зиннер еще в 1960-х годах прошлого века сформулировал основные принципы эффективной очистки любой поверхности от загрязнений: на скорость и качество чистки влияет сочетание четырех факторов — химии, времени, температуры и механического воздействия. Струя воды и щетки как раз являются одним из важных этапов портальной мойки.

В соответствии с технологией, сначала наносят специальную химию без предварительного смачивания, дают ей подействовать, а потом водой под высоким давлением все абразивные частицы с кузова автомобиля смываются. Только потом в работу должны пойти щетки. В таком порядке покрытию автомобиля не наносится вреда. Наоборот, щетки позволяют убрать с поверхности автомобиля масляно-жировую пленку, которая особенно заметна на темных автомобилях и не смывается водой даже под давлением.

Раньше чаще всего потребитель выбирал на автоматизированной мойке — неважно, на конвейерной или портальной, — самую недорогую программу и таким образом пропускал часть технологического процесса мойки: без предварительного снятия с кузова абразива, грязи и пыли шла обработка кузова щетками. Это могло приводить к повреждению покрытия.

В наших портальных мойках зашивается специальная программа, которая не позволяет нарушать технологию мытья автомобиля.

— Кто сегодня особенно заинтересован в автоматизации?

— Прежде всего, это владельцы собственных автопарков. Например, транспортные компании, которые имеют собственные станции технического обслуживания (СТО). Оборудование СТО портальной мойкой позволяет экономить на содержании автопарка. Грузовая мойка в регионах Сибири, например, стоит в среднем 1,7–2 тыс. руб. за стандартную еврофуру, стоимость такой фуры на портальной мойке составляет примерно от 350 руб.

Кроме того, автоматическими мойками сегодня оснащают свои автопарки крупные промышленные предприятия, а также пищевые производства, где действуют строгие санитарные нормы.

Еще один потенциальный сегмент для внедрения автоматизированных портальных моек — логопарки и логистические центры. Потенциал колоссальный, и наша задача как раз заключается в том, чтобы рассказывать о возможностях автоматизации бизнеса автомоек.

Вообще, чаще всего потребителям — как бизнесу, так и простым автовладельцам — просто не хватает информации и понимания технологии той или иной автоматической мойки. Мы стремимся максимально доступно донести до клиентов особенности и преимущества портальных моек.

— Что гарантирует бесперебойное сервисное обслуживание?

— «Керхер» — немецкий бренд. Компания уделяет самое серьезное внимание всем аспектам работы оборудования на различных этапах, предлагая услуги по сервисному обслуживанию. У нас около пяти-шести крупных дилеров по стране.

В каждом из 11 представительств компании в России есть собственный сервис с высококвалифицированными специалистами по портальным мойкам. Дополнительно клиенты «Керхер» могут пользоваться сервисными центрами наших дистрибьюторов, которых порядка 150 по всей стране.

Наш сервис начинается еще на стадии продажи: мы рассчитываем клиенту всю экономику проекта, показываем сроки окупаемости, готовим техническое задание по подготовке помещения, строительству, зонированию. И самое главное — помогаем определиться с комплектацией. Цена ошибки с комплектацией достаточно высока: грузовая портальная мойка, например, в минимальной комплектации стоит примерно 7 млн руб.

Поэтому нам важно изначально понять потребности клиента и подобрать именно ту комплектацию, которая необходима для выполнения его задачи. Так что компания комплексно работает с клиентом и никогда не оставляет его один на один с его потребностями.

Содержание
Закрыть