В сфере венчурных инвестиций всегда есть трендовые направления, которые привлекают интерес инвесторов. Именно в эти сегменты идет наибольший поток инвестиций на поддержку стартапов. Например, в 2020 году участники рынка отмечали рост интереса к образовательным технологиям, доставке, логистике, аппаратному и программному обеспечению для удаленного взаимодействия.
Тренд на рынке рождает спрос на ту или иную технологию и, как следствие, стимулирует появление решений, говорит директор по инновациям и инвестициям МТС Дмитрий Курин: «Венчурные инвесторы, как главные визионеры, стремятся раньше остальных заработать на этом». Именно так, по его словам, и случился всплеск спроса во время пандемии на решения, связанные с организацией удаленного рабочего дня, и сервисы для онлайн-коммуникации. Инвесторы, которые вложились в такие решения, выиграли.
В последнее время, например, аналогично ситуация развивалась с генеративным искусственным интеллектом (ИИ), отмечает Дмитрий Курин. Однако сегодня приоритеты меняются: например, наибольшую актуальность приобретают решения в области кибербезопасности. В целом инвесторы заходят в проект не только потому, что он занимается актуальной технологией, они инвестируют в команду и продукт, отмечает Дмитрий Курин. Кроме того, по его словам, венчурные инвесторы диверсифицируют свои инвестиции и управляют целым портфелем стартапов, тщательно проверяя каждый проект — проводят Due Diligence. То есть инвестиции не осуществляются по принципу «все деньги в одну актуальную тему», подчеркивает эксперт.
Инвесторы стараются найти направления для последующего нелинейного роста капитализации, а также возможности относительно быстрой ликвидности — в течение 2–4 лет продажи компании стратегу или выхода на биржу, поясняет, как рождается тренд, венчурный партнер фонда «Восход» Артур Мартиросов.
Выбор конкретной ниши не в последнюю очередь определяет и объем средств, который есть в распоряжении у инвестора или фонда, отмечает управляющий партнер фонда Cats.vc Максим Чеботарев: «Космос или инновации в медицине, такие, как поиск новых лекарственных средств для лечения рака, — это тоже перспективные направления. Но на это нужны миллиарды и миллиарды долларов, и если у инвестора их нет, то он будет искать более узкие, локальные ниши, которые не требуют таких вложений».
В целом сейчас инвесторы стали более осторожны с технологиями, которые растят пузырь капитализации компании, отмечают эксперты. Такие кейсы, например, как разорившаяся американская компания Theranos, которая обещала по одной капле крови диагностировать чуть ли не все болезни в мире, влияют на поведение инвесторов на рынке, говорит Дмитрий Курин: «Снижается горизонт планирования, в глубокие RnD никто вкладываться не хочет».
Вектор внимания
Хайп на генеративный искусственный интеллект, который может создавать видео, музыку, текстовый контент и так далее, постепенно проходит, отмечают эксперты. Ярким примером в этом направлении стал чат-бот ChatGPT, позволивший его разработчикам — компании Open AI привлечь долгосрочные многомиллиардные инвестиции от транснациональной Microsoft.
Компаниям, которые сейчас пытаются создавать надстройки над ChatGPT, ищут новые «фишки», чему еще можно научить ИИ, все сложнее привлекать финансирование. Они уже опоздали, говорит Максим Чеботарев: «Единственные, кто еще может выиграть на шумихе вокруг генеративного ИИ, — это крупные платформы, которые занимают монопольное положение в своем сегменте».
Кроме того, слишком большое внимание к какой-то теме чревато необъективной оценкой стартапов со стороны инвесторов. Так, серьезное внимание к технологиям искусственного интеллекта, например, привело к тому, что многие стартапы указывали в названии проекта и продукта ИИ, хотя под капотом его не было, говорит Дмитрий Курин. «Это элемент повышения мультипликаторов, который очень хорошо работал. В подобных условиях рынка инвестор заходит в проект по чересчур завышенной оценке — происходит значительный перегрев рынка», — предупреждает эксперт.
Сегодня в России, по мнению Максима Чеботарева, хорошими перспективами обладает FinTech в ракурсе поиска решений для трансграничных платежей: «Процесс глобализации замедляется, мы видим, что деньги ходят по миру очень плохо. Классические банки по ряду причин, в том числе политических, перестают выполнять эту функцию. Но обычных людей, которые просто хотят ездить по миру, общаться, покупать товары и услуги в интернет-магазинах, мало волнуют эти ограничения политиков. Поэтому здесь открывается большое поле для новых решений, возможно основанных на технологии блокчейн».
На отечественном рынке на пике интереса все, что связано с импортозамещением, отмечает Дмитрий Курин. По его словам, актуальны SaaS решения для b2b-сегмента — нужно заместить ушедшие SAP, Oracle, IBM, Salesforce и так далее. Потенциал для дальнейшего развития, по его словам, имеет и сектор e-сommerce, так как процент проникновения онлайн-покупок в России в десятки раз меньше, чем в развитых странах. В этой отрасли также будут активно развиваться стартапы в ближайшее время, прогнозируют в МТС.
На пике популярности во всем мире — ESG-повестка, как следствие, интересом инвесторов пользуются сегменты ClimateTech, UrbanTech, Smart City и так далее, говорит Дмитрий Курин: «Стартапы, оперирующие на этих рынках, дают понятный измеримый эффект для корпораций, в которые они целятся, поэтому у таких проектов обычно хороший мультипликатор для дальнейшей их продажи». Актуальны эти направления и для нашей страны, считают эксперты.
Артур Мартиросов выделяет несколько направлений, актуальных для нашей страны: прежде всего, это робототехника, решения, связанные с новой мобильностью — БПЛА и автономный транспорт, инфраструктура базовых зарядок, станций, портов, топливные элементы. Роботизированные решения (использование конвейера Генри Форда), по его словам, применимы в разных отраслях — автомобильной промышленности, фарме, микроэлектронике. Уровень роботизации экономики в мире (количество роботов на 10 тыс. рабочих) менее 2%. Россия в этом показателе отстает, однако принятие закона о поддержке развития робототехники в совокупности с программами поддержки и готовностью бизнеса к инновациям открывает новые инвестиционные возможности, прогнозирует эксперт.
Еще один востребованный сегмент — биотехнологии. В России достаточно сильная школа, существует большое количество научных разработок и команд, не уступающих иностранным, напоминает Артур Мартиросов. Также возможности российских стартапов есть в секторе микроэлектроники и космических технологий, отмечает эксперт. К менее «горячим» для инвестора направлениям Артур Мартиросов относит проекты в доставке еды — рынок сильно трансформируется, он уже консолидировался, и на первый план выходят решения по повышению ценности продукта внутри доставщиков и инструменты оптимизации юнит-экономики.
Правила инвестора
Венчурному инвестору, который хочет войти в сегмент, находящийся на пике популярности, эксперты рекомендуют внимательно смотреть на продукт, команду и трекшн — показатель того, насколько успешно стартап переходит от идеи к бизнесу. Необходимо проанализировать потенциал рынка, провести критический анализ продукта — как устроен рынок, какая на нем конкуренция, в чем технология и в чем ее уникальность, уникальное торговое предложение и есть ли оно вообще, говорит Дмитрий Курин: «И самое важное — как команда работает, с какой скоростью».
Хорошим знаком, по его словам, является тот факт, если команда делает то же самое, что и конкуренты, но быстрее проверяет гипотезы, разрабатывает продукт, у нее могут быть инсайты, к примеру какая-нибудь закрытая отраслевая база данных. «Именно это будет ее конкурентным преимуществом. Все это дает возможность уравновесить степень риска», — подчеркивает эксперт.
При отборе проектов, особенно в популярных или ажиотажных направлениях, по мнению Артура Мартиросова, важно также обращать внимание на опыт команды, ее вовлеченность в проект и продукт. Также стоит оценить адекватность прогнозов по росту показателей компании. Кроме того, эксперт рекомендует проверить наличие субсегментов рынка: «В «популярных темах» ниша быстро занимается и далее происходит сегментация».
Важно сфокусироваться на нескольких направлениях, накопить по каждому хорошую экспертизу и нетворк, круг деловых партнеров, считает Максим Чеботарев. Это позволит более адекватно оценить перспективы развития стартапов.
Корпоративный венчурный фонд МТС, например, инвестирует в стартапы, которые имеют стратегическую ценность для экосистемы МТС. Среди ключевых параметров — перспективы быстрого роста и синергия с новыми бизнес-направлениями компании: это отрасли b2c, b2b, AdTech, Cloud, Travel, BigData, AI, кибербезопасность, технологии умного дома и другие.
«Серебряной пули, гарантирующей попадание в цель, нет», — подчеркивает Максим Чеботарев. Венчурному инвестору важно понимать, что интересные ниши есть в любой сфере, даже если о них пока еще никто не говорит, и адекватно оценивать стартап, команду и бизнес-процессы внутри компании.