Стратегия , Весь мир ,  
0 

Как строительство инфраструктуры развивает экономику Якутии

Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости
Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости
Самый большой и холодный регион России — Республика Саха (Якутия) — активно вкладывается в развитие дорожной и энергетической инфраструктуры. Такие вложения способствуют росту инвестпотенциала региона.

На прошедшем в сентябре 2023 года Восточном экономическом форуме Якутия подписала 30 соглашений на общую сумму инвестиций 120 млрд руб., заявил глава республики Айсен Николаев. В июне 2023 года он отмечал, что за пять лет в экономику Якутии было инвестировано 2 трлн руб. — «максимум среди дальневосточных регионов». Между тем драйвером привлечения инвестиций в регионы выступает развитие инфраструктуры, подчеркивали в рейтинговом агентстве «Эксперт РА».

Во Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) по итогам 2022 года Россию по уровню инфраструктурного развития ставили на 62-е место — в один ряд с Колумбией, Уругваем и Мексикой. «На федеральном уровне применяются меры, призванные улучшить состояние инфраструктуры», — отмечали в «Эксперт РА», упоминая, что на реализацию «Инфраструктурного меню» (проект антикризисной поддержки регионов) в 2022–2025 годах будет выделено более 2 трлн руб. В прошлом году на эти цели между 83 субъектами распределили 1 трлн руб. По итогам 2022 года в «Эксперт РА» отмечали положительную динамику развития инфраструктуры в регионах, но подчеркивали ее неравномерность.

По словам Айсена Николаева, главным лимитирующим развитие Якутии фактором остается слабая транспортная и энергетическая инфраструктура. Руководитель региона напоминал на Санкт-Петербургском экономическом форуме, что в основном она была сформирована в 1960–1980-е годы «под гораздо меньшие масштабы производственных задач». «Если преодолеть ограничение, Якутия может показывать больший рост, чем нынешние 8–10%», — заявлял глава республики.

Энергия больших проектов

C 2019 года Якутия удерживает место в тройке лидеров в РФ по добыче золота. В 2021 году республика заняла третье место по добыче и производству серебра, и второе — по добыче олова, отмечали в правительстве РФ. Общие запасы кимберлитовой трубки «Мир» в якутском поселений Мирный оцениваются в 30–42 млн т руды с высоким содержанием алмазов, запасы драгоценных камней — около 200 млн карат. При этом не стоит забывать о масштабах: республика занимает 3 млн кв. км, а от Мирного до столицы региона Якутска — более 800 км пути.

Проблему удаленности месторождений власти пытаются решать, развивая инфраструктуру. Примером подхода стал Кючусский кластер. В разработку месторождения (с запасами свыше 175 т золота) СП «Ростеха» и «Селигдара» собирались вложить $375 млн. План развития кластера включает в себя строительство атомной станции малой мощности (АСММ), появление круглогодичной дороги и автозимника, модернизацию аэропорта Усть-Куйги и строительство глубоководного порта в селе Найба. После ввода в 2028 году в эксплуатацию электростанции мощностью 110 МВт чиновники ожидают освоения крупных месторождений олова по соседству — в Тирехтяхе и Депутатском. В августе 2023 года гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев и Айсен Николаев открыли поселок строителей АСММ.

Другой пример — газопровод к алмазным месторождениям Накынский поток. Его стройка началась в октябре 2023 года. Реализация проекта, как надеются в правительстве Якутии, позволит снизить затраты на добычу алмазов, а это, в свою очередь, обеспечит инвестору большую рентабельность. В августе 2023 года «Интер РАО» и РЖД начали строительство в регионе Новоленской газовой теплоэлектростанции: ее будет эксплуатировать дочерняя компании группы АЛРОСА, поставляя газ со Среднеботуобинского месторождения. Электростанция, как ожидают в республиканском правительстве и РЖД, позволит устранить дефицит мощностей на участке БАМа в Бодайбинском районе Иркутской области.

По данным якутских метеорологов, максимальный перепад температур в январе и июле в Якутии может достигать 70–75°C. В таких условиях, подчеркивают в республиканском правительстве, особо важна надежность энергоснабжения. Поэтому значительным достижением для стабильной подачи электроэнергии чиновники считают присоединение к единой энергосистеме России Центрального, Западного и Южно-Якутского районов Якутии. Кроме этого, в республике активно развивается и локальная энергетика: только за последние пять лет заработали 18 новых электростанций.

В 2022 году была также запущена 110-киловольтная линия электропередач Хандыга — Нежданинское протяженностью 254 км. Запасы Нежданинского месторождения, куда провели ЛЭП, оцениваются в 4,4 млн унций золота. «Переход с дизельного топлива на сетевую электроэнергию сократит себестоимость добычи золота на 15–20%», — заявлял в связи с запуском ЛЭП гендиректор компании «Полиметалл» Виталий Несис. В правительстве Республики Саха также сообщили о проектировании второй очереди Якутской ГРЭС-2 и поиске финансирования для строительства 110-киловольтных ЛЭП «Сунтар — Нюрба» и «Сулгачи — Амга».

Дорожная инфраструктура

Начиная с 2020 года в Якутии ежегодно вводится не менее 500 км автодорог — в два раза больше, чем в 2018 году. Всего за пять лет отремонтировано около 2,5 тыс. км трасс. Сейчас Якутия находится на втором месте в Дальневосточном федеральном округе по укладке дорожного покрытия в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» — 2,6 млн кв. м. В 2022 году в республике, по данным правительства региона, ввели в эксплуатацию 581 км дорог. Например, была завершена реконструкция автомобильной дороги Якутск — Намцы — Булус. План на 2023 год — 400 км трасс. Активист «Дорожной инспекции» ОНФ Антон Жондоров подтверждает, что с введением в 2019 году нацпроекта в Якутии отремонтировали множество улиц: «Произошел своего рода рывок после ‘забвения’».

Статистика не передает условий работы на вечной мерзлоте. «По природно-климатическим характеристикам республика не сравнится ни с одним регионом. Это сказывается на стоимости работ: к примеру, капитальный ремонт километра дороги третьей технической категории в Центральной России обходится примерно в 21 млн руб., а на территории Якутии — в 46 млн руб.», — отмечает министр транспорта Якутии Владимир Сивцев. Значительно усложняет проведение дорожных работ короткий строительный сезон в труднодоступных районах, где отсутствует круглогодичная транспортная сеть, добавляет он.

Для богатой реками Якутии особое значение имеет строительство мостов. С 2018 года в республике возведены и реконструированы 49 мостовых переходов, в том числе семь переходов (в 2022 году). Так, мост на реке Аллах-Юнь на дороге «Амга» в Усть-Майском улусе открыл путь жителям поселков Эльдикан, Солнечный и Югоренок. В 2023 году сданы крупные переходы через реки Менкюле, Томпорук на трассе «Яна», завершается стройка на мосту через Нюю, а мост через Чуоналыр должен быть готов в 2024 году.

Мост особого значения

Главным для республики остается проект федерального значения — мост через реку Лену. Он должен решить ключевую проблему транспортной доступности для более чем 860 тыс. человек (около 87,3% населения региона), что повлияет на повышение транспортной связности в масштабах страны на 18%. Строительство перехода позволит сформировать магистраль, связывающую Новосибирск, Красноярск и другие города Восточной Сибири с центральной Якутией и далее до Магаданской области с выходом к Охотскому морю. Как отмечают в правительстве республики, реализация проекта приведет к росту грузоперевозок в регионе в три раза, до 6 млн т в год, на 3% в год ускорит рост ВРП региона. На форуме «Один пояс — один путь», который состоялся в Пекине 17–18 октября 2023 года, президент Владимир Путин обозначил Ленский мост как часть транспортного коридора с Севера на Юг, который свяжет Севморпуть с северо-востоком КНР.

Планы строительства моста через Лену разрабатывались c 1980-х годов. Итогом стал проект трехпилонного вантового моста длиной около 3 км (с общей протяженностью подходов около 11 км). По мосту пройдет двухполосная автодорога с ограничением скорости до 120 км/ч. В минувшем сентябре проект строительства перехода был одобрен Главгосэкспертизой. Тогда же по итогам совещания в Кремле проект был внесен в пятилетний план развития дорожной деятельности РФ. «Бесконечно тянуть нельзя, мы знаем, что такое долгострой, и знаем, как меняются ценовые параметры», — сказал на этом совещании Владимир Путин. По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, на строительство моста через реку Лена в 2025–2026 годах предусмотрено 5,2 млрд руб. В планах Минтранса РФ на 2027–2028 годы — 37,8 млрд руб. вложений в проект. В Росавтодоре сообщали, что строительство моста начнется в следующем году и продлится до 2028 года. «Президент России поставил окончательную точку по вопросу, строить мост или не строить. Мост, безусловно, будет построен», — подытожил Айсен Николаев, уточнив, что власти уже подали заявление о разрешении на строительство.

Ставка на строительство дорог в конечном итоге позволит привлекать на территорию не только федеральные, но и частные инвестиции, отмечает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев: «Развитие транспортной инфраструктуры тянет вслед за собой жилищное строительство, развитие производств, для которых важна логистическая составляющая».

Рыночный расклад Северные рецепты: что позволило Якутии сохранить экономический рост
Содержание
Закрыть