От первого лица , Весь мир ,  
0 

«Изменилось только название»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Андрей Пантюхов, глава завода по производству автомобильных шин Ikon Tyres, рассказал, как изменился рынок и чего стоило компании расставание с бывшим владельцем — Nokian Tyres.

— Насколько сильно изменился российский рынок шин с 2022 года?

— На рынке произошли фундаментальные изменения. Многие международные шинные производители ушли из России, а их предприятия сменили собственника.

На долю международных шинных производителей приходилась значительная часть отечественного рынка — и с точки зрения продаж, и с точки зрения производства. Последние 15 лет в России производились шины не только для внутреннего потребления, но и в большой степени на экспорт. Например, когда мы работали как часть концерна Nokian Tyres, то на российский рынок отправляли лишь около трети продукции. Похожая ситуация была и у других производителей.

Еще один важный фактор — активизация китайских компаний, которые нарастили долю продаж с 11% в 2019 году до 37% на конец 2023 года. Они практически монополизировали импорт: по нашим данным, их доля в поставках шин в РФ сегодня составляет 80%, хотя еще несколько лет назад этот показатель был равен 25%.

— Вы вошли в число компаний, которые сохранили производство, но поменяли владельца. В марте 2023 года вашим новым собственником стала «Татнефть». Насколько болезненным был этот процесс?

— Это была сложная работа, в ходе которой мы столкнулись со множеством вызовов. Но отсчет надо начать не с марта 2023 года, а с июня 2022-го, когда компания Nokian Tyres приняла решение об уходе с российского рынка. В этот момент мы запустили программу локализации. Ее главной задачей было обеспечить бесперебойную работу заводу. Мы смогли успешно завершить ее уже в 2023 году. Завод не останавливался ни на один день. Мы сохранили все процессы, IT-системы, сырье и материалы, рецептуры и продолжаем производство шин с теми же техническими характеристиками и качеством, что и раньше.

Мы обновили бренд и название компании, которая теперь называется Ikon Tyres. Но это лишь первый этап. Рынок шин особенный. В отличие от молока и других потребительских товаров человек не покупает шины каждый день. В среднем клиент обращается к выбору шин один раз в три года, поэтому многие наши потенциальные покупатели изменений пока не заметили. Нам понадобится несколько лет, чтобы сказать, что процесс ребрендинга завершен. Показатели узнаваемости нового бренда растут, но в абсолютном выражении все еще далеки от тех, которые были у Nokian, однако мы активно над этим работаем. Главное для потребителя — убедиться в том, что сам продукт остался прежним. Изменилось только название.

— Как изменился объем производства?

— Объемы резко снизились. Мы потеряли экспорт, дистрибуцией которого занималась головная компания. Если все последние годы мы работали с 100-процентной загрузкой, то в 2023-м она снизилась примерно до одной трети. В этом году удалось достичь показателей более чем 50% от максимальной производственной мощности. Это связано с тем, что мы стали поставлять рекордный объем шин внутри России. Раньше мы были ограничены в этом вопросе решениями прежнего собственника — сейчас этот ограничитель снят.

— Экспортное направление для вас сейчас актуально?

— Наша компания поставляет шины на рынки России, Казахстана и Белоруссии. Экспорта в дальнее зарубежье у нас нет. Для того чтобы он появился, необходимо разработать и вывести на рынки новые виды продукции, модели шин. Прежде всего нас интересуют страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также Центральная и Южная Америка. Иначе мы не сможем полностью использовать наши мощности.

— Раньше вы пользовались разработками головной компании. Сейчас у вас нет такой возможности. Как решается эта проблема?

— Был организован собственный отдел R&D. Уже проделана большая работа. Например, мы потеряли возможность использовать шипы в шинах — это была разработка Nokian. Но создали инновационные, полностью сохранив все потребительские свойства. Это новая разработка, которую мы запатентовали.

В 2024 году выпустили на российский рынок порядка 30 типоразмеров шин, в том числе и для китайских автомобилей, в которых используются иные, отличающиеся от европейских и американских размеры. Сейчас идет работа по разработке и выводу на рынок принципиально новых моделей шин, она позволяет компании уверенно смотреть в будущее.

От первого лица Глава «Полипласт Северо-запад» — о высоких технологиях и импортозамещении
Скачать Содержание
Закрыть