Инструменты , Весь мир ,  
0 

Кто и как поможет владельцам заводов и пароходов

Фото:  Алексей Майшев / РИА Новости
Фото: Алексей Майшев / РИА Новости
Российские промышленники все чаще идут за поддержкой к властям. Но самого востребованного льготного финансирования на всех не хватит, поэтому государству необходимо предлагать и другие варианты, считают эксперты.

За год число получателей господдержки среди промышленных предприятий выросло на 5 п.п. — в 2023 году ее получили 65,5% компаний, участвовавших в опросе, проведенном Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Это 300 организаций (40% из них работают в обрабатывающей промышленности) преимущественно из Центрального, Приволжского, Северо-Западного и Уральского федеральных округов.

Чаще всего за помощью к властям обращались крупные предприятия — в этой группе доля получателей различных видов поддержки достигла 72,7%, тогда как среди субъектов малого или среднего бизнеса она составила лишь 50%, показало исследование. Подавляющее большинство мер поддержки для крупной промышленности сейчас направлено на реализацию новых проектов, а не на поддержку текущей деятельности предприятий, потому что спрос на продукцию сегодня и так перегрет, отмечает руководитель экспертного совета по промышленной политике комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию Моисей Фурщик.

Организации могли воспользоваться как одним, так и несколькими видами поддержки — субсидиями, грантами, государственными гарантиями, займами институтов развития, пониженными налоговыми ставками или нефинансовой поддержкой.

Самыми востребованными инструментами, судя по опросу, оказались субсидии Минпромторга, с помощью которых государство компенсирует предприятию часть расходов, — за ними обращались 70% компаний. Правда, это на 13 п.п. меньше, чем в предыдущем году. При этом крупные компании вдвое чаще, чем МСП, указывали, что субсидии необходимы им для развития, — 66,1% против 33%.

В 2023 году, по данным Минпромторга, на софинансирование региональных программ развития промышленности за счет субсидий было выделено 3,3 млрд руб. Средства пошли на возмещение части затрат предприятий на подключение к коммунальным сетям, авансы по договорам лизинга и закупки оборудования и на докапитализацию региональных фондов развития промышленности.

Доля организаций, которые пользовались второй по популярности мерой поддержки — налоговыми льготами, тоже изменилась: по сравнению с 2022 годом она снизилась на 17,8 п.п. и составила 59,6%. Комментировать это снижение в РСПП не стали.

Льготные займы институтов развития получали в 2023 году более половины предприятий, обратившихся за поддержкой к государству. Почти пятой части организаций из числа получателей поддержки в 2023 году были предоставлены госгарантии. Государственные гранты в 2023 году получили 21,3% компаний, принявших участие в опросе. Нефинансовая поддержка оказалась востребована 38,3% респондентов. По всем этим видам поддержки значимых отличий в данных за 2022 и 2023 годы эксперты РСПП не увидели.

Льготные деньги

«Крупный бизнес, как правило, реализует масштабные инвестпроекты, которые ориентированы на долгосрочную перспективу и подразумевают достаточно длительный инвестиционный цикл, и меры поддержки в виде длинных и дешевых денег позволяют предприятиям быстрее реализовать свои планы», — объясняет важность финансовой господдержки для больших предприятий заместитель председателя правительства — министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.

Спектр возможных получателей субсидий Минпромторга довольно широк — от автомобилестроения и станкостроения до радиоэлектроники, но все же они предназначены не всем отраслям, указывает Моисей Фурщик.

Поэтому льготное финансирование остается ключевой мерой поддержки промышленных проектов, учитывая уровень ставки ЦБ в 18% годовых и отсутствие перспектив к ее снижению, подчеркивает Екатерина Зиновьева.

Прежде всего такую поддержку промышленники получают через льготные займы в Фонде развития промышленности (ФРП) РФ по ставкам 3% и 5% годовых на срок до семи лет.

«ФРП — это наиболее удачный проект в промышленности: он был серьезно докапитализирован начиная с 2022 года и в 2023 году профинансировал 276 проектов на 142 млрд руб., в 2024-м ожидается, что это будет уже 240 проектов на 120 млрд руб.», — рассказывает исполнительный директор Института экономики роста имени Столыпина Антон Свириденко.

Существенно докапитализированы были и региональные ФРП, добавляет эксперт. Кроме того, в 2023 году были запущены кластерная инвестиционная платформа, в рамках которой в этом году одобрено выделение кредитов по льготной ставке (сейчас это немногим более 8%) на 800 млрд руб., и промышленная ипотека. По ней предполагается выдать предприятиям 2,3 млрд руб. на субсидирование процентной ставки для покупки, строительства, модернизации и реконструкции заводских цехов под 5% годовых, напоминает эксперт.

«Для крупных проектов работает фабрика проектного финансирования ВЭБ.РФ: она помогает проектам стоимостью от 3 млрд руб. получить проектное финансирование по приемлемым условиям», — добавляет Антон Свириденко.

Малый и средний бизнес с 2022-го получал через Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства льготные кредиты на инвестиционные цели, причем в 2023 году на эти цели было выделено вдвое больше средств, чем в предыдущем году, — 100 млрд руб. Сейчас ставка по таким кредитам для малого бизнеса — 7,5% годовых, а для среднего — 9% при рыночных ставках 20% и выше. Направления такого кредитования — промышленность, включая транспортный сегмент, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), напоминает эксперт.

Актуальные меры поддержки

«Льготных кредитов и субсидий на всех неизбежно не хватит, — подчеркивает Антон Свириденко. — А рыночные ставки за границами поддержки — уже под 20–25% годовых, что является тормозом для развития. Промышленники опасаются инвестиционной паузы из-за роста ключевой ставки».

Не может государство полностью защитить промышленников и от колебаний спроса. «Меры господдержки мало влияют на зависимость предприятий от мировой конъюнктуры, поскольку она справедливо считается сферой предпринимательских рисков. В какой-то степени страховочным элементом от такой нестабильности могут быть крупные госзакупки, но для большинства промышленных отраслей они не являются ключевым фактором», — объясняет Моисей Фурщик.

Свириденко напоминает и о проблемах с экспортной инфраструктурой, которые мешают производителям поставлять свою продукцию на внешние рынки. Сейчас на восточном полигоне железных дорог образовались своеобразные пробки вагонов с продукцией производителей из разных отраслей, которые выстроились в очередь за право вывоза товаров за границу, напоминает он.

По мнению Моисея Фурщика, чтобы повысить эффективность господдержки при льготном кредитовании промышленности, спрос на которое будет расти, стоит увеличить объемы бюджетного финансирования по тем мерам, которые хорошо себя зарекомендовали. Определить же, насколько эффективно работает господдержка, можно по росту капитальных затрат промышленных предприятий: если этот показатель растет, значит, у компании появились средства, чтобы инвестировать в более дорогостоящие проекты.

Кроме того, можно было бы поддержать субсидиями Минпромторга важные для экономики отрасли, которые пока их не получают, например производителей электротехники, отдельные виды легкой промышленности и наименее рентабельные направления в химической промышленности, добавляет эксперт.

Поможет промышленности и развитие инфраструктуры. Сегодня основные затраты бизнеса приходятся на строительство и освоение новых производственных площадей, ведь 20% имеющихся устарели или непригодны для использования, поэтому, если государство будет участвовать в подготовке площадок для производителей, это может сильно стимулировать развитие технологического бизнеса, считает сопредседатель совета по инвестициям и развитию высокотехнологичного бизнеса при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Москве Сурен Варданян.

Также необходимы изменения в системе государственно-частного партнерства (ГЧП), объединяющей усилия властей и бизнеса при реализации проектов, уверен он. Сейчас критерии сильно завышены: закон о ГЧП позволяет реализовать крупные проекты стоимостью от 10 млрд руб., но сегодня куда больше промышленных объектов стоят в районе 1–5 млрд руб. и их можно было бы реализовать по этой схеме, объясняет Варданян. Привлекательность проектов ГЧП для частного бизнеса — в административном, политическом и финансовом содействии государства, а также в возможных гарантиях доходности проекта.

В первую очередь это могут быть проекты в сфере металлургии и логистики, которые будут активно развиваться в России в ближайшие пять—десять лет, поскольку в стране сильно изношены основные фонды большого количества предприятий, считает председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) по развитию инвестиционной среды для бизнеса Анна Вовк. Им нужна реновация, и это программа может растянуться на 20 лет, но это необходимо для индустриальной державы. «Само государство, как основной заказчик, будет продолжать свои инвестиции в частный сектор. Успешных кейсов государственно-частного партнерства станет больше — таким образом, инвестиционные проекты в России будут реализовываться еще многие годы», — заключает эксперт МТПП.

Скачать Содержание
Закрыть