— Российский рынок БАДов, по данным DSM Group, за девять месяцев этого года достиг 102,2 млрд руб., продемонстрировав рост 11,3% год к году. Каковы основные драйверы рынка и возможности для дальнейшего роста?
— Сегодня во всем мире наблюдается глобальный рост категории БАД. По разным оценкам, к 2032 году он составит от 6 до 9%, а по объему будет колебаться от $700 млрд до $800 млрд в год. Это хороший показатель, если сравнивать с другими сегментами фармацевтической индустрии. В некоторых странах данный прирост выражен сильнее, и Россия входит в этот список.
В первую очередь мы наблюдаем, что потребление БАДов на регулярной основе становится определенной культурой. В особенности это заметно среди молодежи. И, конечно, COVID-19 способствовал тому, что потребители стали больше обращать внимания поддержанию здоровья.
Мы считаем, что данная тенденция будет наблюдаться и дальше. Но важно поддерживать ее — обеспечить потребителей качественными и безопасными продуктами, чтобы они продолжали доверять данной категории.
— Сегодня отмечается рост продаж БАДов на маркетплейсах и сервисах доставки еды. По прогнозу Data Insight, к 2028 году они могут занять половину аптечного рынка в интернете. Вы продолжаете настаивать, что БАДы должны продаваться только в аптечных сетях? Или предпринимаете шаги, чтобы занять эту нишу?
— Мы признаем реальность: категория БАД уже достаточно широко представлена на маркетплейсах. И ведем коммуникацию с этими площадками. Но наша позиция относительно этого канала продаж остается неизменной. Поскольку БАДы — это прежде всего товары для здоровья, здесь необходим достаточно серьезный входной контроль. Качество, безопасность и происхождение продуктов являются критичными по своей важности.
Компания Solgar была традиционно ориентирована на аптечный сегмент, мы считаем, что там действуют достаточно высокие стандарты контроля и есть возможность получить рекомендацию специалистов с профильным фармацевтическим образованием. Мы поддерживаем наших коллег из аптечных сетей и на интернет-площадках: их онлайн-каналы не вызывают подозрений.
— С 1 октября 2023 года для БАДов действует обязательная маркировка. Как эта мера повлияла на отрасль?
— Мы одними из первых принимали участие в пилотном проекте по введению маркировки. И сегодня уже видны первые результаты. Так, по информации ЦРПТ, обеление рынка составило 44%. С 1 ноября 2024 года был введен обязательный разрешительный режим на рынке БАДов. С момента ввода обязательных требований, согласно данным ЦРПТ, было заблокировано более 800 тыс. единиц нелегального товара.
Но мы все еще видим, что через онлайн-каналы регулярно поступают продукты, которые не соответствуют стандартам регистрации, установленным на территории России. Поэтому сегодня нельзя на 100% гарантировать прозрачность рынка с помощью маркировки, но в целом она будет положительно влиять на отрасль.
— Роспотребнадзор разрабатывает новые меры для пресечения незаконного оборота БАДов. Одна из них уже работает и направлена на борьбу с недостоверными кодами маркировки. Можете назвать эффективные меры по борьбе с трансграничной торговлей?
— Инициативы, которые принимают законодательные органы, положительно влияют на вектор развития индустрии. На рынке должны быть представлены только те продукты, которые прошли государственную регистрацию, — вне зависимости от того, где они представлены. В таком случае и маркировка будет работать более эффективно. И отмечу, что онлайн-каналы должны нести ответственность за реализацию данной категории товаров. На мой взгляд, это является ключевой задачей.
Мы со своей стороны ведем работу в этом направлении посредством информирования своих потребителей и специалистов. Но этого недостаточно, необходима комплексная работа. И мы приветствуем любые инициативы в этом направлении.