Путешественникам в России сейчас нужно больше идей, поводов для поездок по стране — они готовы осваивать новые для себя маршруты, уверена коммерческий директор одного из крупнейших туроператоров страны «Алеан» Оксана Булах.
По данным Минэкономразвития, 30% российских туристов привлекает культурно-познавательный туризм, 21% хотели бы любоваться природными достопримечательностями, 19% предпочитают пляжный отдых. В самом выгодном положении оказываются регионы, сумевшие предложить россиянам сочетание нескольких видов отдыха сразу. И это вовсе не обязательно раскрученные курорты — при грамотном подходе привлечь туристов могут и большие, и малые города по всей стране.
От истории до инфраструктуры
По словам президента клуба «Наследие и экономика», одного из создателей музейно-творческого кластера «Коломенский посад» — Дмитрия Ойнаса, совместная работа инвесторов и властей региона по переосмыслению наследия и природных богатств позволяет «перезапустить» территорию, до этого не попадавшую в поле зрения массового туриста. Проект, начавшийся в 2008 году с крошечного музея пастилы, превратил подмосковную Коломну в крупный туристический центр и один из самых привлекательных для жизни городов Московского региона. Музей красиво обыграл историю коломенской пастилы и ее производителей и привлек первые туристичеcкие группы, предприниматели начали запускать в городе другие музеи, благоустраивать территорию вокруг них — и создали городскую среду совершенно нового уровня. Сейчас в городе около 60 музеев и 200 предприятий, рассчитанных на обслуживание туристов, — от кофеен и гостевых домов до производителей сувениров.
А Красноярск, например, становится новым гастрономическим центром России благодаря местным рестораторам, которые переосмыслили традиционные сибирские рецепты по законам высокой кухни и устраивают гремящие на всю страну гастрономические фестивали. Эта инициатива получила всестороннюю поддержку со стороны местных властей, рассказала основатель международной консалтинговой компании Like4Like Ирина Орландини-Авруцкая.
«Если проследить, как росла привлекательность городов, ставших новыми точками притяжения для туристов, можно увидеть схожий подход к их развитию: сначала, как правило, возрождается исторический центр, в существующую архитектуру вплетаются новые инфраструктурные объекты, в том числе у исторических зданий появляется новый функционал, например мини-отели, ресторации, музеи, — говорит Оксана Булах. — Важна и единая стилистическая концепция, как было сделано несколько лет назад в Рыбинске, где городские власти ввели единый формат оформления вывесок — в старинном купеческом стиле».
Существенным фактором развития является использование особенностей и традиций региона, которые можно сделать своеобразными «фишками» и запоминающимися атрибутами для туристов. Ими могут быть изделия народного промысла, продукция ремесленников, скажем чугунное литье, кузнечное дело, мыловарение, вышивка. «Сегодня все это может дать толчок развитию производства аутентичной сувенирной продукции, проведению тематических мастер-классов, театрализованных представлений. Например, в Киржаче, интерес к которому растет в последнее время, туристы посещают Музей меди и латуни и «Дом Аргунов», там же можно узнать об искусстве резьбы по дереву», — рассказывает Оксана Булах.
По ее словам, значительный рост туристического потока в тот или иной населенный пункт, как правило, наблюдается после его включения в большие межрегиональные туристические маршруты и только затем происходит постепенное формирование инфраструктуры в ответ на растущий интерес. «Углич, Мышкин получили импульс для развития благодаря остановке там круизных судов, а Ростов, Переславль-Залесский начали активно посещать участники автобусных туров по Золотому кольцу, — говорит Оксана Булах. — Помощь государства в этих процессах может заключаться в воссоздании значимых памятников архитектуры, исторических центров притяжения, а также в целенаправленной программе продвижения городов в качестве объектов для туризма».
Марийские маршруты
Республика Марий Эл — пример того, как межрегиональное сотрудничество, благоустройство, поддержка предпринимательства и работа с культурным и природным наследием превращает регион в новое перспективное туристическое направление. По данным Росстата, республика занимает сейчас лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе по темпу роста турпотока. Она вошла в топ-10 новых направлений для поездок по России, по данным «Яндекс Путешествий», а ее санатории — в топ- 5 по доступности летнего отдыха, составленный порталом бронирования «Санатории-России.рф».
«Марий Эл обладает высоким потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма, — уверена заместитель министра спорта и туризма рес— публики Светлана Новоселова. — Туризм в регионе пока одна из самых молодых, но при этом и самых динамичных отраслей. Сейчас в 89 гостиницах и пансионатах республики 3100 номеров, способных принять 9300 гостей, и только за 2023 год Марий Эл посетило более 1 млн туристов».
По словам Оксаны Булах, республика становится центром этнографического туризма — например, в новогодние праздники много желающих посетить резиденцию марийского Деда Мороза Йушту Кугыза. Пользуются популярностью Музей сказок в Йошкар-Оле и фестиваль оперного и балетного искусства «Зимние вечера».
«Туристов привлекают памятники культуры, уникальная архитектура Йошкар-Олы, замок Шереметева в поселке Юрино, старинные улицы и музейные комплексы Козьмодемьянска, комфортабельные гостиницы и уютные кафе», — рассказывает глава Республики Марий Эл Юрий Зайцев. Замок Шереметева, построенный в 1915 году, вошел в топ-30 достопримечательностей страны (проект «От южных морей до полярного края»). Это одна из самых необычных дворянских усадеб в стране — в ее архитектуре сочетаются черты неоготики, русского узорочья и мавританского стиля.
Центр самой Йошкар-Олы известен набережной Брюгге, застроенной в 2000–2010-х годах домиками в голландском стиле, зданиями, напоминающими Дворец дожей в Венеции и Московский Кремль, а также забавными памятниками, посвященными, например, Йошкиному коту или княгине Монако Грейс Келли.
Туристический портал Республики Марий Эл предлагает туристам в общей сложности 294 маршрута и экскурсионные программы.
Важную роль играет транспортная инфраструктура. «Сейчас в аэропорту Йошкар-Олы достраивается современный пассажирский терминал, а в Козьмодемьянске, на высоком берегу Чебоксарского водохранилища, — причал для речных судов, — говорит Светлана Новоселова. — Летом 2022 года по Волге запустили суда «Валдай», которые за сезон перевозят несколько тысяч пассажиров».
По ее словам, в республике большие перспективы для развития водно-круизного туризма: уже есть четыре пункта, способных принимать туристические теплоходы, — в Йошкар-Оле, Козьмодемьянске, Юрино и Кокшайске.
Региональные власти стремятся сделать Марий Эл обязательной частью больших туристических маршрутов. «С 2021 года республика входит в проект «Яркие выходные в Приволжье» и принимает туристические поезда. В прошлом году Марий Эл стала частью национального туристического маршрута «Великий Волжский путь», объединяющего еще Татарстан и Чувашскую Республику», — говорит Светлана Новоселова.
В прошлом году Марий Эл была включена в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», а также стала участником конкурсного отбора регионов, на территории которых могут реализовываться инвестпроекты по созданию модульных отелей. Четыре таких проекта получили из федерального бюджета поддержку — более 90 млн руб. Сейчас строятся «Экоферма «ЗаАзяково», база отдыха «Мариленд» и спортивно-оздоровительный центр «Вудлэнд».
Также в этом году Марий Эл получила из федерального бюджета субсидию в размере 33 млн руб. на развитие туризма. По словам Светланы Новоселовой, средства пошли на обустройство Йошкар-Олы, поддержку и продвижение событийных мероприятий и создание и развитие национальных туристических маршрутов.
«Вместе с появлением новых маршрутов, экскурсионных программ, объектов показа развивается и сфера гостеприимства. За пять лет туристический поток увеличился в два раза, за девять месяцев 2024 год Марий Эл посетили уже более миллиона туристов. Значительного роста удалось достичь в том числе благодаря национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства», реализуемому по поручению президента России», — заключает Юрий Зайцев. В этом году общий объем федеральной поддержки развития туристической отрасли в республике составил более 111 млн руб. Еще 47 млн руб. на эти цели было выделено из республиканского бюджета, отмечает глава республики.
«Интерес к Йошкар-Оле растет, и сейчас туристам нужно дать как можно больше информации о туристических возможностях республики», — уверена Оксана Булах.