Авторы прогноза, опубликованного J’son & PartnersConsulting, ожидают динамичный рост мировой абонентской базы ОТТ-видеосервисов: к 2017 году она увеличится до 550 млн домохозяйств. В свою очередь, исследовательская компания MarketsandMarket прогнозирует, что к 2019 году мировой рынок ОТТ вырастет в два с лишним раза, до $54 млрд, при среднегодовом темпе роста в 16,3%. По итогам 2014 года выручка лидера рынка — крупнейшего американского VOD-сервиса Netflix, — приходящаяся на ОТТ-подписчиков услуги видео по запросу, составила почти $5 млрд.
Помимо Netflix cреди крупнейших ОТТ-видеосервисов на мировом рынке можно выделить Amazon (Instant Video), Apple (iTunes), Google (Play) и Hulu. Спутниковые операторы также начали осваивать новый рынок. Так, например, Sky запустил cервис NowTV, DirecTV представил платформу Yaveo, а Dish Network — Sling TV. В России все пока намного скромнее: на конец 2013 года объем рынка ОТТ-видеосервисов здесь составил $98 млн, а доляроссийских онлайн-кинотеатров на мировом рынке ОТТ — 0,7%. Проникновение услуги ОТТ в России составляет 37%, причем наибольший рост аудитории произошел в 2010–2011 годах, а затем чуть замедлился. Однако, по прогнозам J’son & Partners Consulting, российский рынок ОТТ-видеосервисов будет расти опережающими темпами по отношению к мировому рынку: в период с 2013 по 2017 год он увеличится в 4,8 раза, при этом среднегодовой темп составит 48%. К 2017 году зрительская аудитория ОТТ-видеосервисов в России достигнет 91 млн пользователей, проникновение услуги составит 63%. Этому будут способствовать изменения в структуре смотрения по типам устройств: пользователи станут смотреть онлайн-видео на Smart TV и мобильных устройствах чаще, чем на персональных компьютерах.
Изменится и распространенность различных бизнес-моделей. Сейчас в структуре ОТТ-видеорынка можно выделить три основных бизнес-модели. Прежде всего, это AVoD (advertising video on demand) — пользователь не платит за просмотр, но должен смотреть рекламу. Эта модель хорошо знакома потребителям всего мира благодаря YouTube. Модель TVoD (transactional video on demand) предполагает оплату за каждый выбранный фильм поштучно, так работает, например, Amazon (Instant Video), Apple (iTunes), Google (Play). Модель SVoD (subscription video on demand) предусматривает подписку, по которой пользователь получает право на неограниченное число просмотров фильмов из библиотеки сервиса в течение определенного срока. Так работают, например, Netflix и Hulu.
В России наиболее востребованной бизнес-моделью является рекламная (AVoD) — по этой модели построена почти половина (46,4%) сервисов легальных онлайн-кинотеатров. Между тем ожидается, что к 2017 году ее доля снизится, в то время как самой популярной окажется смешанная модель AVoD и SVoD. Интересно, что в мире рекламную модель любят заметно меньше, чем у нас: доля ОТТ-видеосервисов, работающих на основе платной модели монетизации (TVoD, SVoD, EST), в общей выручке всех игроков в 2013 году в России суммарно не превысила 25%, в то время как в мире этот показатель составил порядка 54%.
OTT-технология проста в применении, позволяет легко интегрировать несколько проектов в один, совмещать и испытывать разные бизнес-модели и не требует от пользовательских устройств существенных системных ресурсов. Это превращает ее в перспективный способ монетизации контента, создаваемого продюсерскими компаниями, телеканалами и киностудиями.
С точки зрения операторов, ОТТ-технология позволяет беспрецедентно быстрыми темпами набрать абонентскую базу и удерживать пользователей как за счет качественного сервиса и инновационной услуги, так и за счет аналитических систем (Big Data), предоставляющих пользователю персональные рекомендации и таргетированные медиауслуги.
директор по контенту и развитию бизнеса Nemo TV