Формат апартаментов активно приживается в России. По подсчетам участников рынка недвижимости, только в Москве за последние пять лет объем этого формата вырос втрое. «Сегмент фактически перешагнул границы «Москва-Сити», где был сосредоточен основной их объем», — говорит Евгения Старкова, директор по маркетингу компании MR Group. В 2013 году вместе с появлением проектов «Фили Град» и «Водный» (MR Group) начал формироваться комфорт-класс. Следом появился «эконом» благодаря проектам ГК «Настюша» и ГК «Мортон». Сегодня апартаменты вместе с апарт-отелями занимают до трети рынка жилой недвижимости. По данным NAI Becar, на рынке апартаментов на площади экономкласса приходится 8%, комфорт-класса — 14%, бизнес-класса — 57%, элитных — 21%.
Кризис, повлекший обесценение национальной валюты, заставил покупателей жилой недвижимости рассматривать апартаменты в качестве способа сохранения сбережений, замечает Александр Самодуров, руководитель NAI Becar Apartments. Ажиотажный спрос на апартаменты в комплексах высокой степени готовности в конце прошлого года был сопоставим с всплеском на рынке квартир, утверждает Старкова. При этом средняя стоимость апартаментов снижалась. Девелоперы объясняют это выходом новых проектов, которые традиционно реализуются по более низкой цене. «Минимальная площадь в сегменте элитных апартаментов составляет сегодня 38–40 кв. м, минимальная цена — 300–400 тыс. руб. за 1 кв. м, — говорит Роман Попов, директор департамента стратегического консалтинга Kalinka Group. — Средняя цена кв. м установилась на отметке $17,9 тыс., хотя в мае 2014 года составляла в среднем $20,2 тыс.». Нижняя планка в экономклассе значительно скромнее: по данным аналитиков, за апартаменты в комплексе «Царицыно-2» площадью 24 кв. м придется отдать 2,8 млн руб. Таким образом, квадратный метр обойдется покупателю примерно в 116 тыс. руб.
Стоимость квадратного метра апартаментов в сегментах комфорт— и бизнес-класса до 30% ниже, чем в квартирах аналогичной площади, хотя отличает их только юридический статус. В экономклассе разница составит лишь 10–15%. Кроме того, на старте продаж цены на апартаменты гораздо ниже их реальной стоимости, что позволяет инвесторам получить повышенную доходность от продажи в будущем, подчеркивает Попов. Доход можно получить и от сдачи апартаментов в аренду. «Те, кто приобретает недвижимость с целью ее сдачи в аренду, все меньше внимания обращают на квартиры», — говорит Александр Самодуров. Приоритетными для таких инвесторов оказываются апарт-отели, где не нужно заниматься отделкой, мебелью, а главное, самостоятельно искать жильцов. «Сдача апартаментов в аренду может приносить в среднем около 7% годовых», — констатирует Роман Попов. По данным Indigo Development, наиболее активно сегмент апартаментов развивается в Москве (за последние пять лет его объем вырос в четыре раза) и Санкт-Петербурге — рост в 23 раза за три года. Такой рост объясняется тем, что в Северной столице этот сегмент развивался практически с нуля. Однако здесь 80% данного сегмента составляют апарт-отели, в-то время как в Москве речь идет в основном о жилье. Кроме того, апартаменты постепенно завоевывают и регионы: объекты этого формата появились в Екатеринбурге, Уфе, Казани, Сочи, Калининграде, указывает Александр Самодуров.