Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Регион с потенциалом

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС
Власти Дальнего Востока делают ставку на туризм как точку роста местной экономики.

Большая часть турпотока на Дальний Восток сегодня приходится, по словам туроператоров, на внутренний туризм. Андрей Осинцев, коммерческий директор компании «Связной Трэвел», обращает внимание, что до недавнего времени отдых на Дальнем Востоке оставался нишевым прежде всего из-за высокой стоимости авиабилетов — из Москвы в Европу летать было почти в два раза дешевле. «В этом году для жителей европейской части России перелет стал гораздо доступнее благодаря специальным тарифам «Аэрофлота». В результате рост бронирований перелетов на Дальний Восток через нашу компанию в 2015 году (лето) по сравнению с 2014-м составил около 50%», — говорит эксперт.

Однако, напоминает Андрей Осинцев, несмотря на рост спроса, число путешественников на Дальний Восток в десятки раз меньше, чем на юг России (Сочи, Краснодарский край) и полуостров Крым. Жителей столицы и европейской части России отпугивает долгий перелет и отсутствие пляжного отдыха. «В свою очередь, для жителей Урала и Сибири, которым лететь на Дальний Восток не так долго, стоимость билетов выше, чем для жителей Москвы по специальному предложению «Аэрофлота», — констатирует Андрей Осинцев. Остаются те, кого привлекают экспедиции и экстремальный туризм.

В потенциале региона уверен генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ) Алексей Чекунков: регион привлечет туристов благодаря уникальной природе и географическому положению. «В радиусе 1000 км от Владивостока в странах АТР с быстрорастущими рынками выездного туризма проживают более 400 млн человек, — напоминает Чекунков. — Ежегодные расходы только китайских туристов в зарубежных турпоездках превышают $164 млрд и, по прогнозам, в следующие пять лет вырастут как минимум на 50%».

Туристические планы

Для увеличения турпотока региону необходимо расширить мощность существующих объектов транспортной инфраструктуры — аэропортов и дорог, говорит Чекунков. Как рассказали в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития), один из ключевых проектов сейчас — строительство нового терминала международного аэропорта Хабаровска и прилегающей к нему инфраструктуры. «Сегодня хабаровский аэропорт является крупнейшим авиаузлом Дальневосточного федерального округа и функционирует на пределе своей мощности», — говорит Алексей Чекунков. По его словам, запланированная комплексная модернизация позволит увеличить пропускную способность аэропортового терминала более чем в два раза — с 2 млн до 4,7 млн пассажиров в год. «Предполагается, что в проект будут привлечены международные финансовые и отраслевые партнеры», — отмечает Чекунков.

В-то же время без дополнительных мер даже обновленный авиаузел не даст притока туристов. Чтобы аэропорт заработал на полную мощность, необходимо снять визовые барьеры и ввести режим «открытого неба» в международных аэропортах Дальнего Востока, в том числе в Хабаровске. «Это позволило бы привлечь в Россию значительный турпоток из Азии», — убежден Чекунков. В пресс-службе Минвостокразвития напомнили, что первые шаги по созданию безвизовой зоны уже предпринимаются в рамка проекта Свободного порта во Владивостоке. «Законопроект о Свободном порте предполагает безвизовый въезд для иностранцев на его территорию на срок до семи суток», — отмечают в ведомстве. Кроме того, инициативу Приморского края об увеличении сроков безвизового режима для китайских туристов до 21 дня уже поддержал Ростуризм.

Большой Уссурийский

Одним из ключевых проектов, который привлечет путешественников, должен стать остров Большой Уссурийский, часть которого принадлежит Китаю. Совместными усилиями двух стран здесь планируется создать международный туристско-рекреационный кластер в формате «Один остров — две страны». В соответствии с Программой сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока (2009–2018 годы). Власти КНР и РФ будут развивать речной, круизный и прогулочный туризм в бассейне реки Амур, а якорным проектом в этом формате станет круизный кластер «Остров Большой Уссурийский — Шантары».

По данным Минвостокразвития, общая площадь российской части острова составляет 170,4 кв. м. Реализация проекта начнется с 2015 года и должна закончиться к 2029 году. Сама концепция предполагает три этапа. В первые четыре года власти планируют утвердить план развития российской части острова, завершить строительство гидротехнических сооружений и подсоединить их к китайской стороне, построить автомобильный пассажирский пропускной пункт через государственную границу и установить ограниченный по времени безвизовый режим как для российских, так и для китайских граждан. Второй и третий этапы предполагают реализацию новых инвестиционных проектов на российской части острова и расширение существующих объектов.

ТОР «Камчатка»

Не менее перспективным в Минвостокразвития называют создание территории опережающего развития (ТОР) «Камчатка» в Камчатском крае. Согласно федеральному закону «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» особый режим для инвесторов действует на ТОР в течение 70 лет. В рамках нового формата власти предлагают земельные участки, уже обеспеченные инфраструктурой: управляющая компания отвечает за подведение коммуникаций и организует строительство и эксплуатацию автодорог. Востребованность проекта «Камчатка» должна обеспечить растущая популярность самого региона.

Так, по данным ведомства, число россиян, посетивших край, увеличилось за 2014 год на 15%, иностранцев — на 30%. На Камчатку в основном едут из США, Японии и Канады. «При создании ТОР поток туристов может достичь 820 тыс. человек», — уверены в ведомстве.

Регион с потенциалом

Сам проект был одобрен 28 апреля 2015 года. Объем необходимых для его реализации средств оценивается в 34,6 млрд руб., из них 28,1 млрд руб. предполагается получать от 13 частных инвесторов. Привлечь их должны налоговые льготы, предполагаемые форматом ТОР, и бесплатная инфраструктура. Как поясняют в Минвостокразвития, речь идет о налоговых каникулах по налогу на прибыль организаций (в течение первых пяти лет ставка не должна превышать 5%), льготной ставке страховых взносов в течение первых десяти лет в размере 7,6%, понижающем коэффициенте по налогу на добычу полезных ископаемых и ускоренной процедуре возмещения налога на добавленную стоимость.

Всего планируется построить восемь площадок на 1276 га, шесть из которых будут связаны со сферой туризма: «Паратунка», «Зеленовские озерки», «Аэропорт», «Морской порт», «Центра», «Николаевка». На площадке «Паратурка» в том числе построят два аквапарка с пляжной зоной, мини-гостиницы, три гостиницы (на 300, 120 и 40 мест) и детские оздоровительные комплексы. На «Зеленовских озерках» — оздоровительный центр, гостиницу на 150 номеров, спа-комплексы. На площадке «Центр» — гостинично-развлекательный центр, аквапарк, спа-комплексы и офисно-деловой центр.

Финансирование

Проекты по развитию туризма получают господдержку от Фонда развития Дальнего Востока. «Важной государственной задачей и условием успешной реализации инфраструктурных и отраслевых проектов, в том числе туристической направленности, является обеспечение достаточными ресурсами государственных институтов развития региона, — говорит генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунков. — И прежде всего Фонда развития Дальнего Востока, капитал которого сегодня составляет 15,5 млрд руб.». Он напоминает, что в мае на общественное обсуждение был вынесен проект поправок в Бюджетный кодекс, предполагающий создание Дальневосточного фонда — механизма реинвестирования в развитие территории налоговых доходов и одновременно источника докапитализации Фонда развития Дальнего Востока. «Предложенная модель, по сути, является разновидностью принятой в мире схемы TIF — Tax Increment Financing, -то есть финансирования инфраструктурных проектов за счет будущих налогов, которые поступят от реализации данных проектов», — поясняет Алексей Чекунков.

Механизм докапитализации позволит расширить возможности государственной поддержки инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке. Чекунков напоминает, что сегодня на рассмотрении в фонде находятся проекты общим объемом более 700 млрд руб. Большая часть из них — инфраструктурные проекты с длительными сроками окупаемости, тяжелые для частного капитала.

Чтобы затраченные усилия по созданию инфраструктуры были востребованы у главных потребителей — туристов, нужно, чтобы был выстроен полный туристический цикл: с момента прибытия и до отъезда, напоминает президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Александр Осипов. Сюда входят качественные гостиницы, дороги, транспорт. «Чтобы продать такой продукт, не меньшее внимание нужно уделить рекламе, — убежден эксперт. — В ней могут быть использованы самые выигрышные стороны Дальнего Востока: достаточно правильно подать местные виды».

Рыночный расклад Инвестиции с азиатским уклоном
Скачать Содержание
Закрыть