Решения , Весь мир ,  
0 

Пригородный секвестр

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС
С 2016 года ОАО «РЖД» прекратит закупку вагонов для электричек, а обязанность обновлять парк будет возложена на пригородные компании.

За последние годы ОАО «РЖД» направило на закупку электричек около 100 млрд руб. и приобрела свыше 1,1 тыс. вагонов. В этом году РЖД рассчитывали закупить еще 104 вагона электропоездов серии ЭД9Э производства Демиховского машиностроительного завода (ДМЗ; входит в «Трансмашхолдинг», ТМХ), но затем снизили планку до 56 единиц. В 2016 году ситуация кардинально изменится: РЖД больше не будут закупать электрички, и формально бремя обновления подвижного состава должно лечь на пригородные пассажирские компании (ППК; всего их 25, созданы РЖД совместно с регионами), которые сейчас арендуют парк у «Российских железных дорог». ППК пока не спешат брать на себя какие-либо финансовые обязательства по закупке электричек. Между тем в 2016–2020 годах монополия спишет свыше 4 тыс. пригородных вагонов, то есть около четверти всего парка. Для возмещения этого объема потребуется вложить в приобретение новых электричек свыше 117 млрд руб., но кто это сделает, пока не ясно.

История вопроса

Еще в 2014 году проблема казалась не столь масштабной. Правительство определило правила игры таким образом, что услуга пригородных перевозок должна предоставляться лишь тем регионам, которые исправно компенсировали пригородным пассажирским компаниям выпадающие доходы от разницы в тарифе (в большинстве регионов стоимость проезда установлена ниже экономически обоснованного уровня). В противном случае субъект Федерации оставался без пригородного транспорта. Предполагалось, что это решит проблему тотальной убыточности в «пригороде»: дисциплинирует регионы либо, напротив, заставит их пересаживать пассажиров на альтернативные виды транспорта. В результате в 2014 году было отменено рекордное количество электричек — свыше 500 маршрутов, а многие субъекты предпочли пригородным поездам более дешевые автобусы.

В феврале 2015-го Владимир Путин в жесткой форме раскритиковал политику правительства в отношении пригородных перевозок и потребовал вернуть отмененные с начала года 300 электричек. При этом президент велел предоставить «соответствующие гарантии ОАО «РЖД» и регионам по решению проблемы». Помимо восстановления маршрутов правительство продлило льготу за пользование путями (ППК платят всего 1% за инфраструктуру, остальное РЖД компенсируется из бюджета), выделило ОАО «РЖД» дополнительно 8,8 млрд руб. для покрытия выпадающих доходов и ввело нулевую ставку НДС для ППК. Но вопрос обновления подвижного состава, по сути, так и остался открытым.

Пустующий конвейер

Отсутствие крупных заказов на электрички уже сильно ударило по производителям. Крупнейший из них, Демиховский машиностроительный завод, в начале года был остановлен на три месяца, при этом треть сотрудников, около 900 человек, уволили. В этом году помимо выполнения заказов для РЖД завод в Демихове должен поставить поезда Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК; обслуживает десять регионов и 60% всего пассажиропотока в «пригороде»). ЦППК фактически единственный пригородный оператор, который готов сейчас самостоятельно приобретать подвижной состав, но объем закупок невелик. В «Трансмашхолдинге» РБК+ заявили, что в 2015 году должны поставить ЦППК десять составов по 11 вагонов серии ЭД4М. Впрочем, в ЦППК допускают возможность приобретения от 12 до 26 поездов (будет зависеть от схемы финансирования). «Сейчас рассматривается модель долгосрочного лизинга на 15–30 лет с кредитной ставкой 9% годовых, но для ее реализации потребуется господдержка», — отмечают в ЦППК. Таким образом, сейчас у Демиховского машиностроительного завода имеется твердый заказ на производство 167 вагонов, при том что ранее предприятие выпускало по 300–400 вагонов в год. В ДМЗ заявили РБК+, что планируют сконцентрироваться в этом году на капремонте и сервисном обслуживании выпускаемой техники. Кроме того, в конце июля тогдашний глава РЖД Владимир Якунин заявил, что обсуждает с «Трансмашхолдингом» возможность производства коротких электричек из одного-двух вагонов. По его словам, ТМХ согласился поставить такой подвижной состав уже в следующем году. В ТМХ подтвердили РБК+, что «работают над созданием коротких электричек», отметив, что «данный продукт будет востребован, поскольку снизит издержки перевозчиков». В компании также сообщили, что ряд регионов уже проявил интерес к коротким электричкам, суммарная потребность в них составляет несколько сотен вагонов, но говорить о каких-либо конкретных контрактах пока рано.

В отличие от ДМЗ Торжокский вагоностроительный завод находится в более критической ситуации. Предприятие оказалось в кризисе еще в 2013 году, а по итогам 2014-го показало убыток в 223 млн руб. Сейчас оно судится со Сбербанком, который является основным ее кредитором и пытается признать завод банкротом. При этом у предприятия фактически нет заказов: в июле РЖД расторгли контракт на поставку 16 вагонов из-за срыва графика поставок, и сейчас единственным крупным заказчиком остается «Почта России». Еще одним поставщиком электричек можно считать компанию «Уральские локомотивы» (СП группы «Синара» и Siemens), которая производит для РЖД скоростные поезда «Ласточка». Всего СП должно поставить 240 поездов стоимостью €2,1 млрд. Летом монополия обратилась к регионам с предложением закупать «Ласточки» и вносить их в уставный капитал ППК, но пока ни один из субъектов не откликнулся.

Потенциально обеспечить производителей заказами в последующие годы может все та же ЦППК: оператор неоднократно заявлял о планах приобрести до 2028 года 400 поездов на сумму 167 млрд руб. Но вот уже несколько лет перевозчик безуспешно пытается договориться с госбанками о финансировании таких закупок. Лишь в августе этого года компания наконец заключила долгосрочный контракт на транспортное обслуживание с Москвой и Подмосковьем, благодаря чему переговоры с банками могут сдвинуться с мертвой точки.

Инновации Технология самолетной скорости
Скачать Содержание
Закрыть