Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Азиатский гамбит

Фото: Марк Агнор/РИА Новости
Фото: Марк Агнор/РИА Новости
Последнее время Россия декларирует поворот на Восток в своих экономических связях, в первую очередь укрепляя торговые отношения с Китаем. Но если по одним позициям азиатские страны — потребители российской продукции, то по другим — конкуренты отечественных металлургов.

Российские компании давно рассматривают Азию в качестве приоритетного направления для развития бизнеса. Этому способствуют высокие темпы экономического роста азиатских стран, высокий потенциал роста потребления, рассказала Вера Курочкина, заместитель генерального директора компании «Русал». В частности, по ее словам, около 25% продаж «Русала» конечным потребителям приходится на азиатский регион. В частности, компания является крупнейшим поставщиком алюминия в Японию. Еще больше взаимосвязь российских компаний с китайским рынком.

Как объясняют в компании «Норильский никель», китайская нержавеющая сталь остается основным движущим фактором спроса на никель, и доля Китая в мировом спросе на этот металл выросла за последние 15 лет с 5 до 50%. Ранее Индонезия и Филиппины были основными поставщиками никелевого сырья в Китай, однако Индонезия прекратила поставки руды, а филиппинская руда по качеству уступает индонезийской. Пространство решили заполнить российские компании. Производство нержавеющей стали в Китае, как ожидается, будет расти в 2015–2017 годах примерно на 5% ежегодно. Устойчивый рост потребления первичного никеля ожидается в производстве сплавов и суперсплавов. В результате компания активно сотрудничает с китайской стороной. Более того, в июле этого года наблюдательный совет ВЭБа одобрил выделение компании проектного финансирования на строительство Быстринского ГОКа в Забайкальском крае в юанях — в общей сложности на 5,4 млрд юаней (около $900 млн).

Финансовые связи с китайскими банками укрепляют и другие металлургические компании. В ноябре китайские China Construction Bank и Bank ICBC помогли НЛМК привлечь четырехлетний синдицированный предэкспортный кредит (PXF) на $400 млн.

Как рассказывают в «Русале», в настоящий момент все ключевые изменения на рынке металлургии связаны с Китаем. Несмотря на то что низкие цены делают около 38% китайского алюминиевого производства убыточными, в 2015 году Китай может запустить новые производства суммарной мощность 4,0–4,5 млн т в год. «Чтобы сохранить экономические темпы и социальную стабильность, китайское правительство будет и дальше дотировать заводы, работающие в убыток. Все эти факторы продолжают оказывать давление на местные цены и делают более привлекательной отгрузку алюминиевой продукции за рубеж, в первую очередь алюминиевых полуфабрикатов», — говорит Вера Курочкина.

Фактически в такой ситуации азиатские предприятия становятся конкурентами российских металлургов. «Китай потребляет половину мирового объема металлургической продукции, при этом он активно занимается импортозамещением и игрой на понижение закупочных цен, что во многом и обусловливает негативную ценовую конъюнктуру. Также Китай стремится закупать сырье и экспортировать продукцию с высокой степенью обработки», — говорит аналитик ИК «Премьер» Сергей Ильин. По его словам, в среднесрочной перспективе Китай — это не только рынок сбыта, но и серьезный конкурент российским производителям. Поэтому большинство российских компаний стараются поддерживать диверсифицированный портфель заказов как по номенклатуре, так и по странам поставки, не концентрируясь только на азиатском рынке.

В связи с этим, по словам Сергея Ильина, вряд ли корректно говорить о повороте на Восток — скорее, на азиатских рынках динамика лучше в сравнении с Европой и США, где спрос стагнирует. «Китай, который с начала нулевых годов был локомотивом мировой металлургии, обеспечивая значительную часть мирового спроса на черные металлы и железную руду, перестал быть таковым, но влияние его на мировую металлургическую промышленность остается определяющим, только теперь со знаком минус», — говорит заместитель генерального директора по продажам ММК Николай Лядов. По его словам, избыток производимой в Китае стали направляется на экспорт, который увеличивается на 30% ежегодно. В 2015 году, как ожидается, экспорт стали из Китая превысит 100 млн т. «Мировые рынки не в состоянии абсорбировать дополнительные объемы китайского металлопроката, особенно в условиях сохраняющихся экономических проблем во многих странах мира», — говорит Николай Лядов. В итоге, по его словам, цены на металлопрокат снижаются и многие компании в Китае работают в убыток.

Более того, как объясняют в «Русале», в 2014 году некоторые недобросовестные производители из Китая начали экспортировать первичный алюминий, придавая ему форму плоских слитков для проката и декларируя его как прокат, что является нарушением таможенного законодательства и в прямом смысле может считаться контрафактной продукцией.

Компетенция Рельсовая зависимость
Скачать Содержание
Закрыть