Не обвал, но падение
В начале 2016 года после снятия санкций с Ирана ожидается увеличение поставок нефти из этой страны, что уже оказывает негативное влияние на цены. Этот фактор работает в совокупности с сохраняющейся высокой активностью на сланцевых месторождениях США, замедлением темпов экономического роста в Китае, а также нежеланием стран ОПЕК снижать квоты по добыче нефти. В результате стоимость нефти марки Brent снизилась с пиковых значений в июле 2014 года на 60%, до $45 за баррель в ноябре 2015-го.
Санкции вынудили Иран сократить производство нефти примерно на 1 млн барр. в сутки. Соответственно, этот объем добычи может вернуться на рынок. Избыток нефти на мировом рынке сегодня оценивается примерно в 1,5 млн барр. в сутки, что является ключевым фактором поддержки цен на низком уровне.
«В этих условиях, пока запасы не «расчищены», сложно рассчитывать на рост цен. Если бы удалось стабилизировать добычу ОПЕК хотя бы на достигнутом высоком уровне, то благодаря существенному росту спроса уже к концу 2016 года рынок оказался бы близок к равновесию, — поясняет начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. — Возвращение Ирана может спутать всем карты. Его часть квоты была занята другими производителями ОПЕК, и смогут и захотят ли они отказаться от части доходов, тем более сейчас, в условиях объективных бюджетных трудностей, вопрос открытый. Если не смогут договориться, то процесс приведения рынка в равновесное состояние затянется еще, возможно, на год — до конца 2017-го».
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук считает, что Ирану не удастся в 2016 году выйти на досанкционные уровни производства, составлявшие около 4 млн барр. в сутки: «Скорее всего, это произойдет в 2017–2018 годах, поскольку потребуются существенные ресурсы, как финансовые, так и производственные, — технологии, персонал, время». Эксперт предполагает, что далеко не каждая компания будет готова участвовать в разработке иранских месторождений, так как политические и финансовые риски даже после снятия санкций останутся высокими. Кроме того, по прогнозам, говорит Андрей Полищук, рост спроса в 2016 году может составить более 1 млн барр. в сутки.
В Иране уже накоплены значительные запасы добытой нефти, которые оцениваются в 30–50 млн барр., и эти объемы могут быть использованы довольно быстро. Их единовременный выброс на рынок может резко обвалить нефтяные цены, но это невыгодно и самому Ирану, в связи с чем более вероятно, что выброс запасов будет осуществлен постепенно, в течение года, считают эксперты.«В целом мы полагаем, что негативный эффект на рынок нефти от снятия санкций с Ирана уже по большей части заложен в котировки цен на нефть и негативная реакция рынка будет сдержанной», — комментирует ситуацию Андрей Полищук. По его мнению, «для российских компаний Иран может стать серьезным конкурентом как на рынке нефти, так и газа, но в долгосрочной перспективе — скорее за горизонтом 2030 года».
Однако в среднесрочной перспективе снижение цен все же ожидается. Не только Иран, но и другие страны — экспортеры нефти хотят увеличить поставки на мировой рынок в 2016 году. О своем намерении расширить нефтяной экспорт уже заявили Ирак, Ливия и страны, не входящие в ОПЕК. В такой ситуации прогнозировать рост цен на нефть становится сложнее, скорее вырисовывается понижательная тенденция, отмечают эксперты.
Иранская нефть не замена Urals
До введения международных санкций Иран поставлял крупные объемы нефти на рынки Европы и Азии. Представители иранского Министерства нефтяной промышленности заявляли, что страна намерена восстановить прежнюю долю нефтяного экспорта на рынке Европы — 42–43%. Но отраслевые эксперты полагают, что этим планам не суждено сбыться, так как выпавшие поставки в Европу постепенно были восполнены Россией, Саудовской Аравией и Ираком, а в Азию — Саудовской Аравией и Кувейтом.
Суммарное потребление нефтепродуктов странами еврозоны составляет 9,5 млн барр. в сутки, хотя благодаря растущей эффективности экономики ЕС эта цифра постоянно уменьшается. На сегодня Россия является крупнейшим экспортером нефти в страны ЕС — ее доля в общей структуре поставок в 2013 году составила около 40%. Поэтому европейским НПЗ, традиционно работающим на российской нефти Urals, придется вложить огромные средства для переориентации на иранскую нефть. Эксперты полагают, что возможное снятие запрета на поставку иранского сырья не заставит Европу отказаться от российской нефти.
«Иранская нефть, конечно, не сможет вытеснить Urals из Европы, поскольку объемы поставок сырья из Ирана несопоставимо меньше. Да и по структуре экспорта приоритетом для Ирана были и остаются азиатские рынки. Вот в Южной Европе локальная конкуренция наверняка усилится, — отмечает Александр Курдин. — В октябре 2015 года цена иранской нефти Iran Heavy составляла менее $45 за баррель, что дешевле и Urals ($47–48 за баррель), и Brent ($49 за баррель), и WTI ($46 за баррель). Но с заменой сырья могут быть связаны технические проблемы: далеко не везде и не всегда можно легко настроить предприятие на прием какой-либо марки нефти взамен используемой».
Эксперт добавляет, что у Ирана нет прямых путей для доставки нефти в ЕС, а для постройки трубопровода понадобятся крупные инвестиции и согласование проекта со всеми странами, через территорию которых будет проходить труба.
Сегодня основные покупатели иранской нефти в Азии — Индия, Корея, Китай и Япония. По оценкам экспертов, эти страны будут готовы нарастить объемы импорта. Такие предположения недавно подтвердил министр нефти Ирана Бижан Зангане, назвав соседние страны — Турцию и Ирак — приоритетными рынками для экспорта энергоносителей. По его словам, увеличение поставок в этих направлениях может начаться уже в конце 2016 года.
Кроме этого в августе 2014 года между Россией и Ираном был подписан меморандум, предусматривающий поставку российскими компаниями потребительских товаров, машин, оборудования и зерна в Иран в обмен на встречные поставки иранской нефти в Россию. В дальнейшем планируется, что эти объемы будут перепродаваться в Китай.
Снятие санкций с Ирана может иметь более серьезные последствия для России на газовом рынке. Страны ЕС не раз давали понять, что заинтересованы в снижении зависимости от поставок российского газа. Доказательство тому — непрекращающиеся разбирательства между «Газпромом» и европейскими антимонопольными регуляторами.
Иран, обладающий наибольшими разведанными запасами газа в мире, мог бы поставлять его в Европу, но это станет реальностью в том случае, если будет реализован проект строительства газопровода, по которому газ из прикаспийских государств (Азербайджана и, возможно, Туркмении) транспортировался бы в Европу в обход России. Однако уже многие годы дальше разговоров о необходимости прокладки такой трубы дело не продвигается.
Проектная мощность газопровода должна составить 26–32 млрд куб. м газа в год, в качестве ресурсной базы были предложены несколько месторождений в Иране (Южный Парс), Азербайджане (Шах-Дениз), Туркмении (Довлетабад, Южный Иолотань — Осман) и другие.
Ограничительные меры
Санкции против Ирана были введены в 2005 году администрацией президента США Джорджа Буша в ответ на решение правительства страны расконсервировать программу по обогащению урана. Главными адресатами санкций стали банки, а также компании и физические лица, так или иначе связанные с атомной и оружейной промышленностью Ирана. Позже, в 2010 году, к США присоединился Евросоюз. Новый пакет санкций предусматривал запрет на экспорт в Иран атомной, ракетной и другой военной продукции, нефтепродуктов, на осуществление прямых иностранных инвестиций в газовую, нефтяную и нефтехимическую промышленность Ирана, а также любые контакты с банками и страховыми компаниями, финансовые транзакции и сотрудничество с морским флотом Ирана.
Наибольший ущерб иранской экономике нанесло решение ЕС о наложении эмбарго на импорт нефти и газа, поставляемых из Ирана. Так, если в январе 2012 года Иран был вторым крупнейшим производителем нефти среди членов ОПЕК, то в 2014-м стал шестым. Экспорт нефти из Ирана снизился с 3,8–4 млн барр. в сутки до 2,6–2,8 млн барр.
Возможность снятия столь обременительных для иранской экономики санкций появилась в 2014 году. В начале августа 2014 года в США было принято решение о временном снятии запрета на закупку у Национальной иранской нефтяной компании нефтехимической продукции. Приостановил действие некоторых антииранских санкций и Евросоюз. В частности, теперь его члены могут свободно импортировать иранские нефтепродукты. В скором времени должны также начаться переговоры по полному снятию санкций с Ирана и принятию программы, закрепляющей мирный характер ядерной программы страны.