— Насколько падение цен на нефть повлияло на российский трубный рынок? Сократилось ли количество заказов, упал спрос на продукцию?
— Все не так плохо, как можно было предположить с учетом курса валют и цены на нефть. В целом на рынке в этом году произойдет некоторое снижение спроса, особенно в индустриальном сегменте, но по трубам большого диаметра, используемым для строительства магистральных трубопроводов, ситуация прямо противоположная. Высокий спрос на них связан в первую очередь с реализацией «Газпромом» таких крупных проектов, как «Южный коридор», «Сила Сибири», Бованенково — Ухта-2. Тенденция сохранится и в 2016 году, когда к нынешним проектам, возможно, добавятся «Северный поток-2» и «Алтай». В свою очередь, в сегменте нефтегазопроводных труб и труб OCTG потребление ожидается на уровне прошлого года. При этом, как ни странно, объем бурения и строительства новых скважин растет. Это говорит о том, что наши коллеги-нефтяники активно используют складские запасы труб, накопленные в предыдущие годы. Однако рано или поздно запасы все равно закончатся, к тому же для сложных проектов потребуется соответствующая продукция с особыми свойствами. Поэтому мы вполне обоснованно ожидаем даже небольшлго роста потребления труб нефтяного сортамента.
— Каковы в такой ситуации перспективы освоения шельфа и других проектов по добыче трудноизвлекаемых запасов? Не секрет, что они во многом были связаны с использованием западных технологий.
— Эти проекты не закрыты, а скорее заморожены на некоторое время. Сейчас они пересматриваются с точки зрения проектирования и технических решений, и в связи с ограничениями дальнейшие действия будут скорректированы. В том числе операторы переориентируются на импортозамещение, что сыграет на пользу трубным компаниям, и для ТМК просматриваются перспективы широкого участия. Наша продукция не только достойно конкурирует с западными аналогами, но и по многим параметрам превосходит их, мы в состоянии заполнить освободившиеся доли рынка.
— Ситуация требует быстрого реагирования. Смогут ли в такой ситуации отечественные трубники оперативно перестроить свою работу и обеспечить спрос в нужном объеме?
— К решению этой задачи мы пришли не сегодня и даже не вчера. Мы достаточно давно и системно занимаемся созданием новых видов продукции по тем направлениям, которые важны для наших партнеров, и теперь дело дошло до практического применения. Ситуация в нефтегазодобыче меняется, смещаясь в сторону освоения трудноизвлекаемых запасов, в первую очередь речь идет о шельфовых проектах «Роснефти» и «Газпрома» на Сахалине и ЛУКОЙЛа на Каспии. Стоит также отметить Приразломное месторождение, принадлежащее «Газпром нефти», — первое на арктическом шельфе России, а также Баженовскую свиту. Трубная продукция для этих проектов должна обладать определенными качественными характеристиками, включая хладостойкость, коррозионностойкость и высокую прочность. При этом трубы должны максимально быстро и гарантированно свинчиваться в колонны, а те, в свою очередь, сохранять свои прочностные характеристики на изгиб, растяжение и сжатие. Все эти решения достаточно известны, давно обсуждаются на рынке. Однако цикл создания продукта от заявки до разработки и вывода на рынок достаточно длителен, не менее двух лет, в него входят сама разработка, квалификация, опытно-промышленные испытания, и только затем уже следуют непосредственно поставки. Не говоря о том, что для этой работы необходима соответствующего уровня научно-исследовательская и производственная база. Система работы нашей компании позволила нам получить все необходимые технические решения к тому моменту, когда это стало актуальным. В ТМК мы такую стратегию называем импортоопережением, и это означает, что мы можем предлагать на рынке продукцию даже быстрее ожидаемого спроса на нее.
— Участвует ли ваша компания в государственных программах импортозамещения?
— Программы импортозамещения сейчас реализуются практически на всех уровнях, прежде всего потребителями нашей продукции. Мы, конечно же, в этом процессе активно участвуем. В частности, мы подписали соглашения о научно-технической деятельности практически со всеми крупными российскими нефтегазовыми компаниями. С некоторыми из них мы реализуем более продвинутый вариант сотрудничества — технологическое партнерство. Такой формат предполагает разработку новых продуктов под конкретные задачи потребителя по заранее заявленным техническим заданиям. С «Газпромом» мы вышли еще на более высокий уровень взаимодействия — от технологического партнерства к созданию «будущей вещи». Мы берем на себя разработку, освоение, испытание импортозамещающей продукции, а партнер гарантирует ее покупку в тех объемах, которые были прописаны. Такой подход дает нам возможность правильно экономически спланировать весь процесс и гарантировать поставку необходимого объема. Мы надеемся, что такие формы взаимодействия будут расширяться и развиваться, и со своей стороны поддерживаем этот процесс. Кроме того, мы давно готовы работать в рамках концептуального проектирования — через конкретное участие в конкретных проектах наших потребителей. Как подтверждает наша практика, именно такой подход позволяет нашим клиентам получить готовое решение, причем не просто продукцию, а именно пакет компетенций под ключ.
— Есть ли уже конкретные примеры импортозамещения для нефтегазовых компаний?
— Для Астраханского газоконденсатного месторождения «Газпрома» в рамках программы импортозамещения мы специально разработали трубы из сероводородостойких марок стали, способных противостоять высокой коррозионной активности, характерной для этого месторождения. Другой яркий пример импортозамещения — трубы из стали типа 13Cr. Уже несколько лет мы активно занимаемся этой темой, и в 2015 году наша доля в данном сегменте российского рынка достигнет порядка 80%. Также для «Газпрома» мы наладили производство труб из хромоникелевых сплавов, которые характеризуются высокой стойкостью к коррозии, — это существенный прорыв. Для шельфовых проектов мы производим обсадные трубы категории High Collapse, стойкие к смятию. Для добычи битумной нефти для наклонного бурения месторождений «Татнефти» применяются обсадные трубы с премиальными резьбовыми соединениями серии TMK UP. Еще один наш новый продукт — обсадные трубы большого диаметра, необходимые для комплектации обсадной колонны. Такой системный подход позволяет нам осуществлять комплексную поставку продукции для полной комплектации колонны, включая сервисные услуги. Для нас это принципиально, потому что удобно в первую очередь для клиента.
— Какие новые проекты являются для вашей компании приоритетными на будущее?
— Мы продолжаем развивать премиальную продуктовую линейку — трубы с соединениями семейства ТМК UP — и являемся лидером в этом сегменте. Из последних новинок, которые практически готовы к выходу на рынок, стоит отметить высокомоментные соединения (High Torque) — для бурения на обсадной колонне. Это премиальное соединение работает на стопроцентное сжатие, там, где наблюдаются большие изгибающие нагрузки. Еще одно наше предложение в рамках программы импортозамещения — бессмазочное покрытие Green Well: такое покрытие на резьбе труб делает возможным их чистое свинчивание без применения резьбовой смазки. По сути, это экологичная разработка, которая упрощает процесс сборки колонны и экономит заказчику время и деньги. Из перспективных проектов в рамках импортозамещения я бы назвал еще трубы для подводных трубопроводов с укладкой с барабана, насосно-компрессорные трубы повышенной коррозионной стойкости, а также новые виды высокопрочных премиальных сероводородостойких обсадных труб.