Решения , Весь мир ,  
0 

Дорога к Дону

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
М4 «Дон» — важнейшая федеральная трасса, соединяющая центральные и северные регионы европейской части страны с Северным Кавказом, Черноморским побережьем и Новороссийским портом. полная ее реконструкция должна закончиться к 2020 году.

На юг — дешевле

М4 стала одной из первых трасс, переданных в управление «Автодору», и самым масштабным проектом госкомпании в Центральном федеральном округе. На данный момент реконструированы и работают в платном режиме семь участков трассы. Так, в Московской области полноценной скоростной магистралью стал участок с 48 по 71-й км. В Тульской области платными после реконструкции стали обходы Богородицка (225–260-й км) и Ефремова (287–321-й км), в Липецкой области — обход села Яркино и города Ельца (330–414-й км) и обход города Задонска и села Хлебного (414–464-й км). В Воронежской области в платном режиме работает обход города Воронежа (492–517-й км), а также ставший платным с ноября 2015 года участок 544–633-й км.

Стоимость проезда по различным участкам трассы варьируется от 35 до 120 руб., что значительно ниже не только мировых, но российских аналогов. К примеру, тариф на участке трассы в Московской области (48–71 й км) для легковой машины в дневное время составляет 35 руб., а максимальная стоимость проезда по участку 15–58-й км дороги М-11 Москва—Санкт-Петербург достигает 500 руб.

Значительная разница обусловлена тем, что компания «Автодор — Платные дороги», собирающая плату на участке М4 в Московской области, использует жесткую систему тарифов, утвержденную правительством в 2010 году исходя из принципа 1 руб. за 1 км, с возможностью ее индексации в зависимости от уровня инфляции. Для сравнения: на участке М11 сбор платы осуществляет Северо-Западная концессионная компания: она устанавливает тарифы на свое усмотрение, хотя и согласовывает их с госкомпанией.

Проблемы популярности

Интенсивность движения по платным участкам трассы М4 «Дон» растет. В 2013 году этими участками воспользовались свыше 26 млн водителей. Из них 70% (18,2 млн машин)  — это легковые автомобили, 30% (7,8 млн)  — грузовики. Всего за проезд по дороге «Дон» было собрано 1,6 млрд руб. В 2014 году по дороге проехало уже 39,5 млн автомобилей. Интенсивность движения увеличилась за счет роста трафика легковых машин на 8%. Они составили 78,2% от общего объема (30 млн автомобилей). Объем сборов за проезд по платным участкам М4 «Дон» в 2014 году увеличился на 800 млн. руб, до 2,4 млрд руб. По итогам 2015 года ожидается еще больший прирост трафика и сборов.

В связи с увеличением популярности южного направления, особенно в период летних отпусков, на начальном этапе эксплуатации М4 случались пробки при въезде на платные участки. Для повышения пропускной способности пунктов взимания платы «Автодор» распространял на пунктах продаж, автозаправках и торговых центрах вдоль автодороги «Дон» так называемые сезонные проездные — транспондеры или бесконтактные карты, оформление которых практически не отнимало времени у туристов.

В Московской области проблему заторов решили кардинально, перенеся два года назад пункт взимания платы при въезде на платную дорогу с 41-го км на 71-й и увеличив общее количество шлюзов с 20 до 28, причем восемь из них начали работать в реверсивном режиме.

В настоящее время оплатить проезд можно несколькими способами: наличными, бесконтактными смарт-картами (T-card) или с помощью транспондеров (T-pass). Причем ставка делается на T-pass: этот способ удобен тем, что оплата занимает всего секунду: водителю не нужно останавливаться перед шлагбаумом, достаточно снизить скорость до 10 км/ч, и денежные средства списываются автоматически со счета транспондера.

Планы на дорогу

Согласно плану «Автодора», до 2020 года будут построены и реконструированы участки трассы М4 общей протяженностью 190 км (всего, начиная с 2010 года, 550 км). Дорога будет соответствовать первой технической категории: станет четырехполосной, с разделенными встречными потоками движения и развязками в разных уровнях. Общая стоимость строительства и реконструкции в 2010–2020 годах превысит 230 млрд руб.

В 2016 году, к примеру, будет сдан новый скоростной участок трассы М4 «Дон» с 517-го по 544-й км в обход Новой Усмани и Рогачевки. Это дорога станет продолжением обхода Воронежа (492–517-й км). Стоимость строительства участка — 17 млрд руб. работы ведет компания «Трансстроймеханизация», которая должна вложить в проект 1,9 млрд руб. собственных средств.

В том же 2016 году начнется строительство нового 84-километрового участка в обход села Лосева и Павловска (633–715-й км)  — последнего «узкого» места М4 в Воронежской области. Общая стоимость проекта — порядка 50 млрд руб. Объезд позволит разгрузить напряженную ситуацию с заторами из большегрузных фур на этом участке.

К 2018 году планируется завершить строительство и реконструкцию всех участков трассы от Москвы до Ростова. Это позволит зрителям и участникам предстоящего чемпионата мира по футболу перемещаться между городами, используя автомобильный транспорт, подчеркнули в госкомпании.

В долгосрочной перспективе рассматривается вопрос о строительстве Восточного обхода города Аксай в Ростовской области (этот участок М4 пока не включен в программу деятельности «Автодора» на 2010–2020 годы). Госкомпания планирует провести инвестиционный конкурс до 2020 года, но сама дорога, вероятно, будет построена позже. Этот участок позволит отвести поток транзитного транспорта от Аксая и значительно сократит пробки на участке у северного въезда в Ростов, что улучшит и транспортную, и экологическую обстановку.

Кроме того, готовится конкурс на операторское управление участком дороги М4 «Дон» с 1091 по 1319 й км. Тендер по выбору компании, которая будет собирать плату на участке дороги в Ростовской области и Краснодарском крае, должен пройти в ближайшее время. Оператор, как ожидается, вложит порядка 7 млрд руб. в необходимую инфраструктуру. Интерес к проекту уже проявил Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Согласно договоренностям с «Автодором», РФПИ будет осуществлять инвестиции на начальном этапе реализации проектов под контролем государства с последующим привлечением ведущих инвесторов. Сам фонд совместно с иностранными партнерами готов обеспечить не менее 25% акционерного финансирования проектов.

Инновации Гаджеты на дорогах
Скачать Содержание
Закрыть