Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Экономия с колес

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
С прошлого года из-за девальвации рубля каско стало не по карману многим автомобилистам. Чтобы удержать клиентов в кризис, страховщики предлагают новые экономичные программы. Получить скидку можно, купив полис с ограниченным набором услуг, франшизой или пустив в свой автомобиль телематику.

В 2015 году впервые за последние шесть лет рынок автокаско не вырос, а заметно просел и уступил по объемам рынку ОСАГО: сборы упали на 14,6%, до 187,2 млрд руб. против 218,7 млрд руб. по ОСАГО. Страховщики заключили на 1,4 млн договоров каско меньше, чем год назад, следует из данных Банка России.

В прошлом году тарифы на каско выросли в среднем на 30% вслед за ценами на автомобили, но это помогло лишь замедлить падение сборов и одновременно отбить охоту автомобилистов страховаться. Кроме того, сказалось снижение продаж новых автомобилей из-за падения доходов населения. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за год продажи легковых автомобилей в России сократились на 35,7%. «Цены на запчасти и комплектующие выросли в полтора-два раза, подорожали и ремонтные работы, что напрямую сказалось на тарифах», — говорит директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.

Это вынуждает клиентов либо полностью отказаться от покупки полиса, либо приобрести минимальный страховой пакет. В ответ страховщики развивают экономичные варианты каско, которые до кризиса не вызывали большого интереса у потребителей.

Каско «под себя»

Один из вариантов экономного каско — полисы с ограниченным уровнем покрытия рисков. Подобрать степень защиты можно на любой бюджет, заверяют компании. Клиент может сам выбрать пакет рисков и доступные опции. Многие клиенты сейчас готовы отказаться от выезда аварийного комиссара, ремонта в официальном сервисе, помощи в эвакуации ТС с места ДТП, говорит Виталий Княгиничев. Сэкономить на каско можно за счет страхования только крупных рисков «угон + тоталь», напоминает он. Тогда нанесенные автомобилю в ДТП и подлежащие восстановлению повреждения владелец компенсирует сам или с помощью полиса ОСАГО виновной стороны. В такой продукт может добавляться один убыток на сумму, которую выбрал клиент при оформлении договора, но не более 120 тыс. руб., добавляет директор центра андеррайтинга и управления продуктами «Согласия» Дмитрий Кузнецов.

«Ренессанс страхование» предлагает клиентам каско с ежемесячной оплатой или в рассрочку, говорит вице-президент страховщика Юлия Гадлиба. А с 1 марта компания запустила продукт-конструктор «Назначь свою цену на каско». На сайте компании клиенту достаточно указать цену, которую он готов заплатить, и система автоматически подбирает наиболее оптимальную программу. Клиент видит, как та или иная опция влияет на стоимость, и может решить, на чем сэкономить.

«Для малоубыточных старых клиентов мы оставляем премию на докризисном уровне, то есть полисы до 50% дешевле, чем сейчас», — добавляет Илья Григорьев. Тариф может быть снижен и безубыточным клиентам, переходящим из другой компании, обещает гендиректор «Зетта страхование» Игорь Фатьянов. «Интач страхование» предлагает клиентам ограничение по количеству убытков или ремонт у неофициального дилера, говорит директор по маркетингу и продажам компании Оксана Беляева.

«Согласие» тоже запустит рассрочку платежа по каско, клиент сможет выбирать срок страхования — от одного месяца до нескольких лет, говорит Дмитрий Кузнецов. При необходимости можно без проблем вернуть деньги за неиспользованный период.

Сам себе страховщик

Не менее популярным способом снижения цены каско становится полис с франшизой—мелкие убытки в рамках установленного лимита клиент будет покрывать самостоятельно, экономя до 50% от полной стоимости полиса. Сумма франшизы составляет от 10 тыс. до 100 тыс. руб.

Как правило, франшиза распространяется на риск повреждения, а в случае угона или гибели машины страховщик полностью покроет ущерб, поясняет руководитель департамента страхования имущества и автострахования СГ «Уралсиб» Мария Барсова. Однако бывают и ограничения: например, у «АльфаСтрахования» франшиза не действует, если ДТП произошло не по вине клиента.

Раньше автовладельцы с опаской относились к таким продуктам. Но уже в 2014 году ситуация резко поменялась. Сейчас более 60% новых договоров каско заключаются с франшизой, говорят страховщики. Такие полисы выбирают уверенные в себе водители, считает Илья Григорьев.

Все большую популярность получают программы «умного» страхования (Pay-As-You-Drive, «Плати, как ездишь»), позволяющие сэкономить на каско за счет установки на автомобиль специального мониторингового устройства и аккуратного стиля вождения. Такие технологии широко применяются на рынках США и Европы, а в середине 2014 года пришли в Россию.

Мониторинговое устройство бесплатно устанавливается на автомобиль на срок от трех месяцев для отслеживания стиля вождения клиента. Особое внимание уделяется времени вождения, его плавности и агрессивности, типам дорог. На основе этого анализа клиенты получают оценку своего вождения и скидку от 20 до 55%, если будут соответствовать критериям страховщика. Программы предлагают «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «Либерти страхование», «Уралсиб», «Интач страхование», «ЮжУралАско» и «Важно. Новое страхование» (СК «Независимость»), указывает основатель портала о страховой телематике telemazer.ru Денис Гаврилов. Пока российский рынок «умного» страхования занимает скромную долю в портфелях страховщиков. В прошлом году лишь около 25 тыс. полисов каско были оформлены с применением телематики.

Компетенция Шесть интересных фактов об автостраховании
Скачать Содержание
Закрыть