Автомобилист Сергей Смирнов в качестве эксперимента купил поддельный полис ОСАГО и проехал с ним около 1000 км — от Москвы до Волгоградской области. Бланк обошелся Сергею в 1200 руб. вместо 15 000 руб. (столько стоит действительный полис без ограничения числа водителей) и оказался вполне рабочим: ни один полицейский не распознал подделку. «Сотрудники ГИБДД проверяли полис визуально, и никто не додумался пробить по базе», — рассказывает РБК+ Сергей.
Чистые бланки ОСАГО в интернете предлагают по 700–750 руб., заполненные — за 1300–1700 руб., а при заказе оптовой партии от тысячи бланков — по 200 руб. за штуку. Интернет-магазины соблюдают конспирацию: телефонов на сайтах нет, коммуникация идет электронной почтой, оплата заказа — через электронный кошелек, доставка — почтовым отправлением, никакого самовывоза. Одни продавцы фальсификата уверяют, что полисы настоящие. Другие предупреждают, что в случае ДТП получить возмещения от страховой компании не удастся. Третьи намекают, что настоящий полис за 1300 руб. не купить.
Непраздный интерес
В 2015 году, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), водители купили 39,8 млн страховок ОСАГО — на 2,8 млн меньше, чем годом раньше. Подделки заполонили рынок из-за повышения цены ОСАГО в апреле прошлого года, признавал президент РСА Игорь Юргенс; в 2014 году полис стоил в среднем по стране 3530 руб., а в 2015-м — уже 5530 руб. «Для многих категорий это существенный рост, и мошенникам стало интересно этим заниматься», — говорил Юргенс.
Фальшивки на рынке ОСАГО появились еще в конце 2013 года, когда страховщики начали уходить из убыточных регионов и автовладельцы не могли купить настоящий полис. Сейчас в регионах для некоторых водителей покупка подделки — единственный выход, так как легальное ОСАГО слишком дорого. Кто-то решил вовсе отказаться от покупки полиса. Люди, нарушая свою обязанность, стали меньше страховаться, отмечал глава департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук.
Полисы в ассортименте
Отличить на глаз подделку от оригинала невозможно. По оценкам Игоря Юргенса, сейчас с «черными» полисами ездят от 1 млн до
4 млн автомобилистов. Часто фальшивки имеют серию и номер реального полиса и поэтому находятся в базе на сайте РСА. Обычный автовладелец может увидеть, какой компании отгружен бланк и какое ТС по нему значится, а сотрудникам ГИБДД доступно и имя страхователя, и срок договора.
Делать «дубликаты» — простая задачка для мошенника. «Существующая серия ЕЕЕ — одна для действующих бланков. Достаточно ознакомиться с действующими полисами основных страховщиков в регионе, а далее отсчитывай по тысяче в меньшую и большую сторону и получай две тысячи бланков с реальными номерами», — объясняет замгендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев. Клиентам также предлагают подделки под предлогом продления страховки, рассказывает замдиректора департамента безопасности СК «Согласие» Федор Каштанов: «Данные о вероятной пролонгации мошенники получают из баз ГИБДД и автосалонов — дата продажи ТС обычно близка к дате оформления ОСАГО».
Взять и заменить
11 февраля РСА объявил, что для борьбы с фальсификатом к 1 июля одномоментно будут заменены все бланки ОСАГО, в том числе те, что на руках у автовладельцев. Напугало ли это мошенников, судить сложно, но среди автомобилистов вызвало переполох. Против идеи выступил Банк России, заявив, что никакой одномоментной замены действующих полисов не будет. Спустя две недели РСА придумал облегченный вариант: с 1 июля компании будут выписывать полисы нового образца и менять бланки действующих страховок всем желающим. У тех, кто ездит со старым бланком, сотрудники ГИБДД будут обязаны проверять полис по базе (сейчас они делают это выборочно, только для подозрительных документов).
Но даже если инспектор установит, что полис фальшивый, максимум, что может грозить водителю, — штраф 800 руб. за езду без ОСАГО. Хотя использование заведомо подложного документа наказывается штрафом до 80 тыс. руб., или арестом на срок до шести месяцев, или обязательными работами (ст. 327 УК РФ), доказать, что водитель умышленно купил подделку, нереально. «Полицейский должен выяснить, где человек купил полис, и иметь доказательства, что его предупредили о подделке», — объясняет президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.
Страховщики жалуются, что правоохранители не борются с распространителями фальсификата. «Что может сделать служба безопасности страховщика, не обладающая полномочиями частного детектива? Даже заявление о возбуждении уголовного дела невозможно оформить, так как страховая компания не является потерпевшей стороной», — сокрушается Виктор Алексеев из СК «МАКС». «Вот же объявления на всех столбах — полис за 1200 руб. Что же мешает сделать контрольную закупку?» — говорит гендиректор челябинской компании «Южурал-АСКО» Аркадий Любавин. Челябинских автолюбителей на черный рынок толкает выросшая вдвое цена полиса: ОСАГО в этой области для страховщиков убыточно из-за большого количества автоподстав и судебных выплат, жалуется Аркадий Любавин.
Страховщики сами виноваты в популярности рынка подделок, считает Николай Тюрников: «Люди потеряли к ним доверие. Вернуть его можно только выплатами — добросовестными, справедливыми, без отказов». Замена одного печатного бланка на другой не поможет, уверены эксперты, потому что мошенники подделают и новый бланк. Сейчас РСА блокирует сотни сайтов и групп в соцсетях, где распространяются подделки. «Закрывать сайты и бегать за распространителями можно сколько угодно, но это борьба с симптомами, — говорит Николай Тюрников. — Пока не будут пересмотрены подходы к выплатам и тариф будет оставаться завышенным, на фальшивки будет спрос».
Оригинал выгоднее
В Европе страховаться официально выгоднее: цена на ОСАГО доходит до €1000, а штраф за его отсутствие составляет €1000–5000. Во многих странах лимит выплат по ОСАГО не ограничен, и страховщики активно пользуются своим правом регресса (взыскания ущерба с виновника ДТП), то есть риск оказаться должником по дорогостоящей аварии слишком велик.
В Италии, где ОСАГО убыточно и встречались фальшивки, с 20 октября прошлого года бумажные полисы не выдаются, а электронные подделать невозможно. Наличие страховки проверяется по номеру машины в базе либо приборами регистрации скорости.
В Эстонии синхронизированы две базы данных, которые обновляются ежедневно: о поставленных на учет ТС и проданных полисах. Если при сверке данных выявляется автомобиль без ОСАГО, его владельцу приходит штраф.