Девальвация рубля, замедление экономики и снижение грузооборота обрушили рынок коммерческой техники. В прошлом году продажи падали рекордными темпами — объем рынка новых грузовых автомобилей и автобусов упал на 40% по сравнению с 2014-м. Причем спрос на модели иностранных брендов уменьшался быстрее, чем на российские машины. Эксперты говорят, что падение рынка остановится только при самом оптимистичном сценарии, а объемы продаж будут напрямую зависеть от состояния экономики страны.
Всего, по данным аналитического агентства «Автостат», за прошлый год в России было реализовано 140 тыс. единиц техники, большую часть которой составили машины отечественных марок, но почти все крупные бренды закончили год с отрицательной динамикой. Падение продаж наблюдалось и в сегменте легких коммерческих автомобилей
(–37%), и на рынке грузовиков массой более 3,5 т (–44%), и в сегменте автобусов (–23%). В первые два месяца текущего года падение продолжилось, но уже более сдержанными темпами. По мнению экспертов, рынок коммерческого транспорта очень чувствителен к состоянию экономики, и быстрого восстановления сегмента в ближайшее время ждать не стоит.
Снижение продаж началось еще два года назад, но в 2015-м на рынок сильно повлияли внешние факторы, объяснил ведущий аналитик агентства «Автостат» Алексей Муханов: «Подорожавшие кредиты, рост цен и снижение грузооборота заставили многих игроков рынка отказаться от обновления парка».
Повлияло и введение системы оплаты проезда «Платон», которая особенно сильно ударила по частным перевозчикам. Еще одним важным фактором торможения рынка стала заморозка крупных инфраструктурных проектов, отметил руководитель управления продаж коммерческого транспорта ГК «Автоспеццентр» Константин Ерофеев: «Сжался кредитный рынок, ухудшился инвестиционный климат. В результате сильно сократился рынок спецтехники, из-за неустойчивой обстановки в транспортной логистике частные грузоперевозчики прекратили ведение бизнеса».
Сильнее всего снизились продажи торговым компаниям и промышленным предприятиям, а менее значительным, по оценкам представителей группы ГАЗ, было падение в сегментах пассажирских машин и сельхозтехники. За редким исключением продажи падали у всех брендов, но в меньшей степени кризис сказался на объемах реализации машин отечественных марок. Например, доля группы ГАЗ в сегменте среднетоннажных грузовиков увеличилась с 56 до 71%, а в сегменте микроавтобусов — с 21 до 35%.
Объемы реализации некоторых новых моделей заводов КамАЗ и ГАЗ, напротив, заметно выросли. Например, среднетоннажный грузовик «ГАЗон Next» во втором квартале 2015 года по объемам продаж обогнал модель предыдущего поколения, выросли продажи полноприводных моделей «Газель Бизнес» и «Соболь 4х4». Представитель группы ГАЗ отметил, что эти модели в массовом порядке закупали не только крупные компании, но и государственные ведомства. Помимо ГАЗа, заказы сельхозпредприятий хорошо стимулировали сбыт продукции НефАЗа и САЗа.
В целом цены на грузовики отечественных марок росли меньшими темпами, но российским компаниям существенно помогли еще и программы господдержки. Вице-президент по малотоннажным автомобилям АО «Мерседес-Бенц Рус» Сорен Хезе в беседе с корреспондентом РБК+ отметил, что российские машины находятся на другом технологическом уровне, но стоят дешевле и получают мощную государственную поддержку. В этих условиях, по его словам, количественные показатели местных производителей для иномарок просто недостижимы.
Д евальвация рубля, замедление экономики и снижение грузооборота обрушили рынок коммерческой техники. В прошлом году продажи падали рекордными темпами — объем рынка новых грузовых автомобилей и автобусов упал на 40% по сравнению с 2014-м. Причем спрос на модели иностранных брендов уменьшался быстрее, чем на российские машины. Эксперты говорят, что падение рынка остановится только при самом оптимистичном сценарии, а объемы продаж будут напрямую зависеть от состояния экономики страны.
Всего, по данным аналитического агентства «Автостат», за прошлый год в России было реализовано 140 тыс. единиц техники, большую часть которой составили машины отечественных марок, но почти все крупные бренды закончили год с отрицательной динамикой. Падение продаж наблюдалось и в сегменте легких коммерческих автомобилей (–37%), и на рынке грузовиков массой более 3,5 т (–44%), и в сегменте автобусов (–23%). В первые два месяца текущего года падение продолжилось, но уже более сдержанными темпами. По мнению экспертов, рынок коммерческого транспорта очень чувствителен к состоянию экономики, и быстрого восстановления сегмента в ближайшее время ждать не стоит.
Снижение продаж началось еще два года назад, но в 2015-м на рынок сильно повлияли внешние факторы, объяснил ведущий аналитик агентства «Автостат» Алексей Муханов: «Подорожавшие кредиты, рост цен и снижение грузооборота заставили многих игроков рынка отказаться от обновления парка».
Повлияло и введение системы оплаты проезда «Платон», которая особенно сильно ударила по частным перевозчикам. Еще одним важным фактором торможения рынка стала заморозка крупных инфраструктурных проектов, отметил руководитель управления продаж коммерческого транспорта ГК «Автоспеццентр» Константин Ерофеев: «Сжался кредитный рынок, ухудшился инвестиционный климат. В результате сильно сократился рынок спецтехники, из-за неустойчивой обстановки в транспортной логистике частные грузоперевозчики прекратили ведение бизнеса».
Сильнее всего снизились продажи торговым компаниям и промышленным предприятиям, а менее значительным, по оценкам представителей группы ГАЗ, было падение в сегментах пассажирских машин и сельхозтехники. За редким исключением продажи падали у всех брендов, но в меньшей степени кризис сказался на объемах реализации машин отечественных марок. Например, доля группы ГАЗ в сегменте среднетоннажных грузовиков увеличилась с 56 до 71%, а в сегменте микроавтобусов — с 21 до 35%.
Объемы реализации некоторых новых моделей заводов КамАЗ и ГАЗ, напротив, заметно выросли. Например, среднетоннажный грузовик «ГАЗон Next» во втором квартале 2015 года по объемам продаж обогнал модель предыдущего поколения, выросли продажи полноприводных моделей «Газель Бизнес» и «Соболь 4х4». Представитель группы ГАЗ отметил, что эти модели в массовом порядке закупали не только крупные компании, но и государственные ведомства. Помимо ГАЗа, заказы сельхозпредприятий хорошо стимулировали сбыт продукции НефАЗа и САЗа.
В целом цены на грузовики отечественных марок росли меньшими темпами, но российским компаниям существенно помогли еще и программы господдержки. Вице-президент по малотоннажным автомобилям АО «Мерседес-Бенц РУС» Сорен Хезе в беседе с корреспондентом РБК+ отметил, что российские машины находятся на другом технологическом уровне, но стоят дешевле и получают мощную государственную поддержку. В этих условиях, по его словам, количественные показатели местных производителей для иномарок просто недостижимы.
Рынок коммерческой техники очень чувствителен к изменениям глобальных показателей, отмечает генеральный директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» Йорг Моммертц: «Изменились не только объемы, но и структура рынка — например, выросла доля российских грузовиков».
Иностранным производителям в России все сложнее обойтись без местного партнера, а увереннее остальных себя чувствуют те производители, кто имеет в России сборочные производства, соглашается Сорен Хезе: «В кризисное время нужно использовать и искать качественных локальных поставщиков и партнеров. Опыт сотрудничества ГАЗа и Mercedes-Benz, а также Fiat и Ford — Sollers доказывает, что российские площадки вполне готовы к выполнению проектов по локализации».
В кризис клиенты, по признанию продавцов техники, действуют более рационально, приобретая автомобили с умеренными показателями стоимости владения, высокой остаточной стоимостью и умеренными ценами на обслуживание и запчасти. «Многие потребители уже более пристально готовы рассматривать автомобили китайских марок и бывшие в употреблении машины», — уточняет генеральный директор ООО «ФАВ-Восточная Европа» Шэ Мин.
О заметном смещении спроса в сегмент подержанных автомобилей говорят все импортеры. В частности, менеджер по развитию направления автомобилей с пробегом «Фольксваген Груп Рус» Андрей Измалков напомнил, что многие компании уже начали развивать фирменные программы продаж таких машин. «Если в 2012 году отношение продаж техники с пробегом к новой было равно 1,9, то по итогам 2015-го мы видим результат 4,4, то есть на каждые четыре сделки с автомобилями с пробегом приходится только одна сделка с новыми», — объясняет Измалков. Это цифры по официальным дилерским продажам, а анализ статистики регистраций транспортных средств, которую ведут аналитики агентства «Автостат Инфо», дает соотношение 6,7 в пользу автомобилей с пробегом.
Участники рынка уверены, что тенденция увеличения доли продаж отечественной техники в 2016 году сохранится во многом благодаря перезапуску программ господдержки. Но в целом роста эксперты не ожидают, связывая активность со стоимостью барреля нефти. Константин Ерофеев из ГК «Автоспеццентр» вспомнил, что падение и восстановление рынка после кризиса 2008 года четко соотносилось с динамикой цен на нефть: «В долгосрочном тренде стоимость барреля нефти коррелирует с объемами российского рынка новых автомобилей. Если учесть неблагоприятные прогнозы мировых инвестфондов, то в этом году рост маловероятен».
Несмотря на увеличение доли рынка, оптимизма не испытывают и представители отечественных брендов. «Оснований говорить о смене негативной тенденции в целом по рынку пока нет — по-прежнему существуют проблемы с финансированием и кредитованием у клиентов всех уровней, низок уровень инвестиционных ожиданий», — отметил представитель группы ГАЗ Павел Ерасов.
Алексей Муханов из «Автостата» уверен, что рост продаж коммерческой техники возможен только при серьезном изменении экономической ситуации. Аналитик полагает, что в 2016 году рынок потеряет от 15 до 32%, а улучшаться ситуация начнет не раньше 2017 года. По прогнозам экспертов, даже при самом оптимистичном сценарии в текущем году россияне приобретут не более 100 тыс. легких коммерческих автомобилей и около 50 тыс. грузовиков.
Рынок коммерческой техники в 2015 г.*
НОВАЯ техника |
|
|
Динамика, % |
Легкие грузовики |
84 775 |
135 334 |
–37,4 |
российские |
56 948 |
75 891 |
–25 |
иномарки |
27 827 |
59 443 |
–53,2 |
Грузовики |
47 264 |
85 044 |
–44,4 |
российские |
30 570 |
46 783 |
–34,7 |
иномарки |
16 694 |
38 261 |
–56,4 |
Автобусы |
8 881 |
11 615 |
–23,5 |
российские |
8 481 |
10 323 |
–17,8 |
иномарки |
400 |
1 292 |
–69 |
Всего новых |
140 920 |
23 993 |
–39,26 |
Подержанная техника |
|
|
Динамика, % |
Легкие грузовики |
496 396 |
546 214 |
–9,10 |
российские |
283 149 |
304 497 |
–7,00 |
иномарки |
213 247 |
241 717 |
–11,80 |
Грузовики |
407 224 |
418 749 |
–2,80 |
российские |
243 873 |
255 581 |
–4,60 |
иномарки |
163 351 |
163 168 |
0,10 |
Автобусы |
42 565 |
45 695 |
–6,80 |
российские |
33 671 |
34 901 |
–3,50 |
иномарки |
8 894 |
10 794 |
–17,60 |
Всего подержанных |
946 185 |
1 010 658 |
–6,38 |
* Данные по регистрациям транспорта. Источник: «Автостат Инфо»