Решения , Весь мир ,  
0 

Эмбарго на возраст

Фото: Руслан Шамуков /ТАСС
Фото: Руслан Шамуков /ТАСС
С 1 января ставки утилизационного сбора на грузовые автомобили и прицепы к ним были проиндексированы на 65%. Импортеры коммерческой техники изменений пока не почувствовали — в России еще не распродали грузовики, ввезенные по старым правилам в 2015 году. Однако уже в третьем квартале цены на технику могут резко пойти вверх — размер утилизационного сбора на некоторые виды грузовиков доходит до 10 млн руб.

Порядок выплат утилизационного сбора не изменился: это, как и прежде, единоразовый платеж, который выплачивает импортер при ввозе техники либо производитель после выпуска продукции. В правительстве отмечают, что с 2012 года, когда был введен утилизационный сбор, стоимость импортируемых транспортных средств выросла в среднем в полтора раза, поэтому индексация ставок была необходима.

Анонсируя изменения, пресс-служба правительства еще раз подчеркнула, что утилизационный сбор — это обеспечение экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта. То есть утилизационный сбор гарантирует корректную переработку ТС после окончания его эксплуатации. Но фактически ввод нового сбора мог быть связан с вступлением России в ВТО, считает генеральный директор компании «Нова-Трак» Александр Проскурин: «Утилизационный сбор не имеет прямого отношения к утилизации автомобилей. По сути это дополнительный налог для автопроизводителей, введенный в качестве компенсации после снижения таможенных пошлин из-за вступления России в ВТО».

Базовая ставка этого сбора для грузового транспорта составляет 150 тыс. руб. Коэффициент зависит от типа ТС, его возраста и массы. Минимальный коэффициент до недавнего времени составлял 0,5 — для новых грузовых автомобилей массой не более 2,5 т и 40 — для самосвалов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой свыше 350 т и старше трех лет. С 1 января 2016 года минимальный коэффициент составляет 0,83 (минимальный размер сбора для грузового транспорта достиг 124,5 тыс. руб.), а максимальный — 66 (9,9 млн руб.).

Эксперты полагают, что ставки были повышены слишком существенно, а причина резких изменений может заключаться в дефиците бюджета. «Увеличение сбора коснется как российских производителей, так и импортеров. Импортеров в первую очередь, так как ввозить транспортные средства после повышения сбора просто невыгодно», — полагает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Стоимость коммерческой техники до и после повышения ставок
утилизационного сбора

Модель

Тип ТС

Средняя цена
в
2015 г., руб.

Предполагаемая цена с учетом новых ставок сбора, руб.

Hyundai HD 78

Грузовой автомобиль полной массы
от 5,0 т до 8,0 т

1 800 000

2 000 073

Ford Cargo Н476

Грузовой автомобиль полной массы
от 12,0 т до 20,0 т

2 750 000

3 114 500

Isuzu FSR90

Грузовой автомобиль полной массы
от 8,0 т до 12,0 т

2 450 000

2 781 500

Renault Premium

Грузовой автомобиль полной массы
от 12,0 т до 20,0 т

3 500 000

3 864 500

Nissan Cabstar

Грузовой автомобиль полной массы
от 8,0 т до 12,0 т

1 250 000

1 448 000

Прицеп МЗСА 817735.001-05

Прицеп максимальной технически допустимой массой не менее 0,75 т
и не более 3,5 т

90 000

420 000

Прицеп МЗСА 831123.201

Прицеп максимальной технически допустимой массой не менее 0,75 т
и не более 3,5 т

120 000

450 000

 

Источник: РБК+

Игроки рынка убеждены, что индексация ставок уже в скором времени приведет к тому, что ввозить грузовики старше трех лет будет практически невозможно из-за слишком высоких доплат. «Это фактически эмбарго на ввоз техники, которое приведет к росту цен пропорционально росту сбора на внутреннем рынке», — считает учредитель группы компаний «Логислайн» Павел Васильчук.

Увеличение ставки окажется серьезным препятствием не только для импортеров, но и для размещенных на территории РФ заводов иностранных концернов, не имеющих соглашений о промышленной сборке. Поставщики пока не говорят о массовом повышении цен, так как распродают технику, ввезенную еще до изменения коэффициентов. Но как только будут распроданы произведенные в 2015 году автомобили, роста цен не избежать. По мнению Георгия Остапковича, предприниматели сразу же компенсируют свои издержки за счет конечного потребителя: «Скорее всего, большинство предпринимателей просто перенесет издержки на дальнейшего потребителя своих услуг — товаропроизводителей и сельхозпредприятия. Те, в свою очередь, соответствующие издержки перенесут на следующего потребителя — торговлю, а она, чтобы не снизить рентабельность, включит эти издержки в цену товара для конечного потребителя — населения. Предприниматели преимущественно компенсируют потери от введения сборов, хотя финансовые потери все равно будут ощущаться».

Эксперты подчеркивают, что на российских производителей этот сбор также распространяется, но у них есть важные преференции. Например, крупнейшие производители колесных транспортных средств, входящие в реестр Минпромторга, могут оплачивать сбор в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором составлен расчет утилизационного сбора. Импортеры же обязаны оплатить сбор сразу при ввозе техники на территорию России.

Повышение коэффициентов не единственное нововведение 2016 года. С 9 февраля был введен утилизационный сбор на самоходные машины и прицепы к ним. Минимальный размер доплаты за прицеп (массой от 750 кг до 3,5 т) составляет 330 тыс. руб. При этом стоимость подобных прицепов начинается от 90 тыс. руб., то есть сбор оказался в несколько раз выше цены техники. На прицепы старше трех лет утилизационный сбор составит уже 1,5 млн руб.

Производители прицепов полагают, что новые ставки сбора приведут не просто к повышению цен, а к массовому закрытию заводов, так как с таким размером утилизационного сбора производство будет убыточным даже при условии получения субсидий от государства. Генеральный директор ООО «МЗСА» Андрей Буданов в беседе с корреспондентом РБК+ рассказал, что отечественные производители уже вытеснили с российского рынка европейскую и китайскую продукцию. «В 2015 году в РФ было произведено 118 190 прицепов, из них категории О1 — 99 552 штуки, категории О2 — 2176 единиц, а импортных прицепов поставлено на учет в ГИБДД менее 0,5%», — объяснил Буданов.

Ранее РБК сообщало, что введение утилизационного сбора привело к перебоям в поставках сельскохозяйственной техники. По словам заместителя руководителя госкомпании «Росагролизинг» Натальи Зудиной, ряд поставщиков в одностороннем порядке уведомил «Росагролизинг» о приостановке отгрузки техники из-за грядущего повышения цен: увеличение стоимости колесного трактора мощностью 60 л.с. может достичь 15,5% (с 798 тыс. руб. до 922 тыс.), трактора «Кировец К-744Р3» мощностью 390 л.с. — 21,1% (с 7,5 млн руб. до 9,1 млн), а комбайн «Ростсельмаш» может прибавить в цене ровно треть, подорожав до 10,1 млн руб. По этой причине поставки было решено приостановить до прояснения ситуации с утилизационным сбором.

При этом в пресс-службе Петербургского тракторного завода (ПТЗ) не подтвердили информацию о повышении цен на тракторы «Кировец». Заместитель директора по работе с органами государственной власти и внешним связям ПТЗ Андрей Ефимов сообщил, что завод не рассылал каких бы то ни было уведомлений или сообщений об увеличении отпускных цен. «Для недопущения ухудшения финансово-экономических показателей работы завода в связи с необходимостью уплаты утилизационного сбора на предприятии продолжается реализация комплекса мероприятий по оптимизации затрат, снижению издержек, импортозамещению существенно подорожавших импортных комплектующих», — уточнил Андрей Ефимов.

Вопрос повышения утилизационного сбора и его последствий поднимался в начале марта на съезде Торгово-промышленной палаты РФ. На проблему с размером утилизационного сбора обратила внимание глава комитета ТПП по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова. Президент Владимир Путин согласился с необходимостью проверить тарифы, но подчеркнул, что утилизационный сбор вводился как раз для того, чтобы стимулировать приобретение новой техники.

Компетенция Тонны популярности
Скачать Содержание
Закрыть