Порядок выплат утилизационного сбора не изменился: это, как и прежде, единоразовый платеж, который выплачивает импортер при ввозе техники либо производитель после выпуска продукции. В правительстве отмечают, что с 2012 года, когда был введен утилизационный сбор, стоимость импортируемых транспортных средств выросла в среднем в полтора раза, поэтому индексация ставок была необходима.
Анонсируя изменения, пресс-служба правительства еще раз подчеркнула, что утилизационный сбор — это обеспечение экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта. То есть утилизационный сбор гарантирует корректную переработку ТС после окончания его эксплуатации. Но фактически ввод нового сбора мог быть связан с вступлением России в ВТО, считает генеральный директор компании «Нова-Трак» Александр Проскурин: «Утилизационный сбор не имеет прямого отношения к утилизации автомобилей. По сути это дополнительный налог для автопроизводителей, введенный в качестве компенсации после снижения таможенных пошлин из-за вступления России в ВТО».
Базовая ставка этого сбора для грузового транспорта составляет 150 тыс. руб. Коэффициент зависит от типа ТС, его возраста и массы. Минимальный коэффициент до недавнего времени составлял 0,5 — для новых грузовых автомобилей массой не более 2,5 т и 40 — для самосвалов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой свыше 350 т и старше трех лет. С 1 января 2016 года минимальный коэффициент составляет 0,83 (минимальный размер сбора для грузового транспорта достиг 124,5 тыс. руб.), а максимальный — 66 (9,9 млн руб.).
Эксперты полагают, что ставки были повышены слишком существенно, а причина резких изменений может заключаться в дефиците бюджета. «Увеличение сбора коснется как российских производителей, так и импортеров. Импортеров в первую очередь, так как ввозить транспортные средства после повышения сбора просто невыгодно», — полагает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Стоимость коммерческой техники до и после повышения ставок
утилизационного сбора
Модель |
Тип ТС |
Средняя цена |
Предполагаемая цена с учетом новых ставок сбора, руб. |
Hyundai HD 78 |
Грузовой автомобиль полной массы |
1 800 000 |
2 000 073 |
Ford Cargo Н476 |
Грузовой автомобиль полной массы |
2 750 000 |
3 114 500 |
Isuzu FSR90 |
Грузовой автомобиль полной массы |
2 450 000 |
2 781 500 |
Renault Premium |
Грузовой автомобиль полной массы |
3 500 000 |
3 864 500 |
Nissan Cabstar |
Грузовой автомобиль полной массы |
1 250 000 |
1 448 000 |
Прицеп МЗСА 817735.001-05 |
Прицеп максимальной технически допустимой массой не менее 0,75 т |
90 000 |
420 000 |
Прицеп МЗСА 831123.201 |
Прицеп максимальной технически допустимой массой не менее 0,75 т |
120 000 |
450 000 |
Игроки рынка убеждены, что индексация ставок уже в скором времени приведет к тому, что ввозить грузовики старше трех лет будет практически невозможно из-за слишком высоких доплат. «Это фактически эмбарго на ввоз техники, которое приведет к росту цен пропорционально росту сбора на внутреннем рынке», — считает учредитель группы компаний «Логислайн» Павел Васильчук.
Увеличение ставки окажется серьезным препятствием не только для импортеров, но и для размещенных на территории РФ заводов иностранных концернов, не имеющих соглашений о промышленной сборке. Поставщики пока не говорят о массовом повышении цен, так как распродают технику, ввезенную еще до изменения коэффициентов. Но как только будут распроданы произведенные в 2015 году автомобили, роста цен не избежать. По мнению Георгия Остапковича, предприниматели сразу же компенсируют свои издержки за счет конечного потребителя: «Скорее всего, большинство предпринимателей просто перенесет издержки на дальнейшего потребителя своих услуг — товаропроизводителей и сельхозпредприятия. Те, в свою очередь, соответствующие издержки перенесут на следующего потребителя — торговлю, а она, чтобы не снизить рентабельность, включит эти издержки в цену товара для конечного потребителя — населения. Предприниматели преимущественно компенсируют потери от введения сборов, хотя финансовые потери все равно будут ощущаться».
Эксперты подчеркивают, что на российских производителей этот сбор также распространяется, но у них есть важные преференции. Например, крупнейшие производители колесных транспортных средств, входящие в реестр Минпромторга, могут оплачивать сбор в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором составлен расчет утилизационного сбора. Импортеры же обязаны оплатить сбор сразу при ввозе техники на территорию России.
Повышение коэффициентов не единственное нововведение 2016 года. С 9 февраля был введен утилизационный сбор на самоходные машины и прицепы к ним. Минимальный размер доплаты за прицеп (массой от 750 кг до 3,5 т) составляет 330 тыс. руб. При этом стоимость подобных прицепов начинается от 90 тыс. руб., то есть сбор оказался в несколько раз выше цены техники. На прицепы старше трех лет утилизационный сбор составит уже 1,5 млн руб.
Производители прицепов полагают, что новые ставки сбора приведут не просто к повышению цен, а к массовому закрытию заводов, так как с таким размером утилизационного сбора производство будет убыточным даже при условии получения субсидий от государства. Генеральный директор ООО «МЗСА» Андрей Буданов в беседе с корреспондентом РБК+ рассказал, что отечественные производители уже вытеснили с российского рынка европейскую и китайскую продукцию. «В 2015 году в РФ было произведено 118 190 прицепов, из них категории О1 — 99 552 штуки, категории О2 — 2176 единиц, а импортных прицепов поставлено на учет в ГИБДД менее 0,5%», — объяснил Буданов.
Ранее РБК сообщало, что введение утилизационного сбора привело к перебоям в поставках сельскохозяйственной техники. По словам заместителя руководителя госкомпании «Росагролизинг» Натальи Зудиной, ряд поставщиков в одностороннем порядке уведомил «Росагролизинг» о приостановке отгрузки техники из-за грядущего повышения цен: увеличение стоимости колесного трактора мощностью 60 л.с. может достичь 15,5% (с 798 тыс. руб. до 922 тыс.), трактора «Кировец К-744Р3» мощностью 390 л.с. — 21,1% (с 7,5 млн руб. до 9,1 млн), а комбайн «Ростсельмаш» может прибавить в цене ровно треть, подорожав до 10,1 млн руб. По этой причине поставки было решено приостановить до прояснения ситуации с утилизационным сбором.
При этом в пресс-службе Петербургского тракторного завода (ПТЗ) не подтвердили информацию о повышении цен на тракторы «Кировец». Заместитель директора по работе с органами государственной власти и внешним связям ПТЗ Андрей Ефимов сообщил, что завод не рассылал каких бы то ни было уведомлений или сообщений об увеличении отпускных цен. «Для недопущения ухудшения финансово-экономических показателей работы завода в связи с необходимостью уплаты утилизационного сбора на предприятии продолжается реализация комплекса мероприятий по оптимизации затрат, снижению издержек, импортозамещению существенно подорожавших импортных комплектующих», — уточнил Андрей Ефимов.
Вопрос повышения утилизационного сбора и его последствий поднимался в начале марта на съезде Торгово-промышленной палаты РФ. На проблему с размером утилизационного сбора обратила внимание глава комитета ТПП по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова. Президент Владимир Путин согласился с необходимостью проверить тарифы, но подчеркнул, что утилизационный сбор вводился как раз для того, чтобы стимулировать приобретение новой техники.