Объем торгов газом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) спустя полтора года после их запуска так и не достиг планируемых 35 млрд куб. м в год — в 2015-м на площадке было реализовано лишь 7,6 млрд куб. м газа. Производители по-прежнему предпочитают продавать основной объем по долгосрочным контрактам, выставляя на биржу излишки. В такой ситуации биржевая цена на сырье не сможет стать индикатором для рынка.
Неуместный торг
Первые биржевые торги газом состоялись на площадке СПбМТСБ в Москве 24 октября 2014 года. Никто из участников рынка не испытывал иллюзий, что торги на СПбМТСБ быстро достигнут 35 млрд куб. м в год. На такой объем биржа выйдет в лучшем случае к 2020 году, полагают отраслевые эксперты.
Производители газа не заинтересованы в участии в биржевых торгах газом, поскольку для этого не созданы соответствующие стимулы. Пока на бирже торгуют в основном излишками, а для того чтобы сюда пришли продавцы с основными объемами газа, должна либо сложиться острая необходимость, например из-за дефицита газа, либо возникнуть ценовая конкуренция с долгосрочными договорами. «За все полтора года торгов она не возникла — цены почти один в один совпадают с двусторонними договорами. А для дефицита газа и вовсе нет предпосылок», — отмечает заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
В свою очередь, потребители также заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов на газ, чтобы иметь гарантии на многие годы, добирая на бирже, где продаются месячные и суточные контракты, недостающий объем. Но в условиях роста добычи газа в стране и падения спроса у потребителей нет и такой нужды, поясняет заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым вопросам Алексей Гривач. «Само обязательство выставлять объем на торги должно быть сопровождено некими механизмами, которые позволят продавцам изъять его из уже действующего договоренного объема», — отмечает он.
Без программы-минимум
В соответствии с постановлением правительства РФ объемы торговли газом на бирже могут составлять до 35 млрд куб. м в год, при этом 50% указанного объема — поставки, которые может осуществлять «Газпром», и 50% — независимые от него «Роснефть», НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ и другие. При этом минимальные объемы продаж не оговорены.
ФАС и Минэнерго готовят поправки в законодательство, направленные на увеличение объемов торгов на бирже. Но регуляторы пока не могут решить, какой объем компании должны продавать на бирже. ФАС предлагает считать минимальный объем реализации от уровня добычи, Минэнерго же настаивает на расчетах, исходя из поставок на внутренний рынок. По мнению отраслевых экспертов, предложение обязать компании продавать на бирже фиксированный процент от общей добычи газа в условиях падающего спроса может привести к еще большему профициту сырья на внутреннем рынке. «Предложение ФАС идентично предложению брать налог с оборота, а не с прибыли», — поясняет Алексей Гривач.
Тем временем крупнейшие производители газа, которым пока не установили минимум продаж на бирже, собираются их снижать. В ноябре прошлого года вице-президент «Роснефти» Влада Русакова говорила, что компания в 2016 году намерена сократить объем продажи газа на СПбМТСБ и увеличить закупку. С момента запуска биржевых торгов газом в октябре 2014 года «Роснефть» реализовала на бирже свыше 2,4 млрд куб. м газа, что составило 36% всех суммарных биржевых продаж.
Доля НОВАТЭКа от общего объема торгов газом на бирже в 2015 году составила около 9%. Владелец компании Леонид Михельсон отмечал ранее, что компания увеличит объемы продаж, если изменятся некоторые условия торговли, в частности будет снижена зависимость от «Газпрома» как владельца газотранспортной системы. Организация биржевых торгов нуждается во введении новых инструментов, таких, например, как защитные гарантии в случае непоставок газа, согласен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
В динамике цен на СПбМТСБ обращает на себя внимание удивительно низкая волатильность. Очевидно, что цены крепко привязаны к внешнему маркеру. Столь же очевидно, что этим маркером служат регулируемые тарифы, устанавливаемые ФАС для «Газпрома». На них же ориентированы и свободные договоры независимых от газового монополиста продавцов. Поэтому можно сколько угодно совершенствовать технологию биржевых торгов и увеличивать их объемы директивным способом, но, до тех пор пока основные поставки газа в России осуществляются по регулируемым ценам, биржевого ценообразования не получится.
Значимость торгов на СПбМТСБ заметно увеличится за счет перспективы создания к 2025 году общего рынка газа ЕАЭС, полагает Алексей Белогорьев. «В концепции формирования этого рынка прямо указывается, что биржевая торговля должна стать в ЕАЭС ключевым механизмом ценообразования. Нигде, кроме Санкт-Петербурга, такой торговли сейчас нет, это единственный работающий образец. В целом для биржевой торговли газом евразийская перспектива означает, с одной стороны, заметный приток ликвидности, с другой — переориентацию на торговлю с нерезидентами», — полагает эксперт.
Запуск биржевой торговли полтора года назад совпал с острой дискуссией на экспертном уровне относительно реформирования внутреннего рынка газа. Основное внимание в этом обсуждении акцентируется на перспективах либерализации экспорта и ликвидации перекрестного субсидирования при формировании тарифов на транспортировку газа. Позиции «Газпрома» и независимых производителей диаметрально противоположны. Благодаря запуску биржевых торгов газом сложился определенный консенсус по ряду позиций: от регулирования цен для коммерческих потребителей нужно поэтапно уходить; биржевые торги, включая торги производными инструментами, — наиболее реалистичный механизм ценообразования в перспективе 10–15 лет, полагает Алексей Белогорьев.