На пересчет запасов нефти и газа отведено пять лет, в результате российская классификация будет приближена к международным стандартам. Однако эксперты сомневаются в ее эффективности из-за волатильности цен на энергоресурсы.
В настоящее время на балансе России числится порядка 29 млрд т извлекаемых запасов нефти по категориям АBC1+C2, из них в разработку введено около 55%. Почти половина открытых запасов не осваивается, из-за того что нет соответствующих технологий, инфраструктуры, равно как и экономических стимулов для их разработки. Как отмечал министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, при переходе на новую классификацию суммарный объем запасов нефти и газа не изменится, однако объем доказанных извлекаемых запасов нефти категории АВС1 может снизиться на 8%, а газа — на 14%.
Как государству, так и недропользователям необходимо понимать, какая доля запасов открытых месторождений сегодня может быть извлечена с учетом экономической целесообразности. Оценив это, можно прогнозировать объемы добычи и предлагать различные механизмы экономического стимулирования для нерентабельных на сегодняшний день объектов. Рекомендация по разработке месторождения учитывает чистый доход недропользователя, государства и рентабельный коэффициент извлечения. Кроме того, технологические и рентабельно извлекаемые запасы углеводородов будут отражены в государственном балансе.
«Экономику запасов будут считать три раза. Во-первых, это будут делать сами компании каждый год, когда составляют очередные инвестиционные планы. Во-вторых, при проведении международного аудита запасов. А также в случаях, когда будут происходить изменения в технических проектах. Мы полагаем, что не раньше, чем раз в три года», — комментирует управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон (компания участвовала в разработке новой классификации).
Благодаря введению новой классификации для недропользователей устраняется лишний административный барьер, добавляет Григорий Выгон. «Раньше компании сначала защищали запасы, потом на этих запасах строили проекты. Сейчас подсчет извлекаемых запасов будет происходить в рамках технического проекта. Это сокращает ненужные бюрократические процедуры, экономит время; соответственно, компании получают возможность раньше начать добычу. Все это выливается в совершенно конкретный экономический эффект», — поясняет эксперт.
Впрочем, независимые эксперты отнеслись более критически к введению новой классификации. Она позволит приблизить российские расчеты к международным стандартам, признает руководитель аналитического управления Фонда национальной безопасности Александр Пасечник. «В определенной степени это создаст почву для роста инвестиционной привлекательности российской нефтянки, но не отменяет ценовых рисков на рынке энергоресурсов», — поясняет эксперт.
«Мы говорим об экономической рентабельности месторождений, но как оценить экономику разработки на все время проекта, заложив какую-то фиксированную цену? Цены на нефть очень волатильны, а мы берем константу и пытаемся показать экономику проекта. Соответственно, мы должны постоянно пересчитывать экономическую привлекательность», — выражает сомнения профессор МГУ Юрий Ампилов.