Золотая середина
Материалы выпуска
Страна на экспорт Рынок «У нас преобладает точка зрения, что нельзя все отдавать на откуп рынку» Решения Закон сохранения Решения Золотая середина Инструменты Материальные ценности Инструменты
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Золотая середина

Более половины несырьевого экспорта из Германии обеспечивают предприятия малого и среднего бизнеса. Во многом это стало возможно благодаря массовому внедрению ими инновационных разработок, а также поддержке правительства.
Фото: Lori

Семейственность на пользу

В Германии для небольших компаний используют специальный термин Mittelstand — так называют фирмы с общим числом работников менее 500 человек, хотя зачастую в эту категорию попадают и игроки покрупнее.

В настоящий момент к Mittelstand относятся более 99% немецких компаний, или более 3,6 млн юридических лиц, которые обеспечивают 60% рабочих мест в стране. Некоторые из этих «малышей» являются лидерами в своих сегментах, в основном за счет инноваций — их внедрение активно поддерживается правительством Германии.

Согласно исследованию The Concept of Inno-vation профессора Университета Вены Николауса Франке, небольшие компании активно влияют на инновационный процесс в стране, причем в основном речь идет о представителях семейного бизнеса, который управляется самими владельцами. По данным исследования, в 2008–2010 годах (более поздняя статистика не анализировалась) 54% небольших немецких компаний вывели на рынок тот или иной инновационный продукт. Для сравнения: во всем Евросоюзе этот показатель в среднем составляет 34%. Интересно, что более 700 тыс. немецких инновационных компаний принадлежат мигрантам.

Представители среднего бизнеса, активно разрабатывающие и внедряющие инновации, встречаются в разных отраслях. К примеру, Masterflex Group производит высокотехнологичные шланги, которые можно применять для перекачки горячего воздуха или опасных сыпучих веществ. В 2014 году оборот компании достиг €62 млн. В свою очередь, производитель систем для лазеров — компания Trumpf выиграла премию German Industry 2015: она предлагает интегральные решения для автоматизации процессов. Другая небольшая фирма, Rittal, запустила свою собственную систему вентиляции, которая помогает экономить до 75% энергии, направляемой на эти нужды, при этом система управляется с помощью интуитивного интерфейса. «Инновационные решения могут быть как в сложных продуктах высокого уровня передела, так и в сфере информационных технологий», — говорит Дмитрий Беденков, начальник аналитического отдела ИК «Русс-инвест».

Основы успеха

Изначально в послевоенной Германии была выбрана модель развития с упором на новейшие технологии, благодаря чему удалось обеспечить 10–20% ежегодного прироста промышленного производства. «Даже небольшие немецкие компании могут выпускать инновационные продукты. Во многом это происходит благодаря господдержке, ориентированной в основном на малый и средний бизнес. Например, для инновационных активных предприятий и организаций действуют специальные налоговые льготы», — рассказывает Даниил Кириков, управляющий партнер компании Kirikov Group.

Более того, по его словам, каждая организация может обратиться за помощью и получить венчурное финансирование, ссуду под низкий процент или добиться рефинансирования задолженности. В числе наиболее эффективных инструментов эксперты называют налоговую скидку на прирост стоимости капитала предприятия и другие меры. Так, федеральные ведомства, чей бюджет на науку превышает €100 млн, по закону должны отчислять определенный процент на поддержку малых инновационных предприятий,

и размер этих отчислений постоянно растет. Более того, государство помогает небольшим компаниям получать патенты в рамках специальной программы, благодаря которой выдается около трех четвертей патентов в стране. При этом речь идет именно о небольших изобретениях. Большинство компаний (63%), которые обращаются за поддержкой по этой программе, оценивают рынок для своей продукции в объеме до $2 млн, 17% — от $2 млн до $10 млн и только 3% — свыше $100 млн. В целом, согласно официальной статистике, в 2015 году в Германии около 24% международных патентов было выдано малым компаниям.

«Феномен создания инновационных продуктов и услуг в малом и среднем бизнесе в Германии объясняется несколькими факторами», — говорит Эмиль Мартиросян, доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Во-первых, это всесторонняя поддержка со стороны правительства, выражающаяся в грантах, субсидиях, субвенциях и иной помощи. Во-вторых, процесс создания инноваций в малом бизнесе обеспечен уверенностью самих субъектов МСБ в том, что у них впоследствии будет доступ к национальным товаропроводящим сетям, обеспечивающим необходимый объем продаж и доходность. «За этим процессом пристально следит государство и всячески пресекает случаи выставления сетями дистрибуции необоснованных барьеров перед малым бизнесом», — отмечает Эмиль Мартиросян. В-третьих, по его словам, важным фактором является кадровая политика компаний, которые принимают молодых инноваторов в штат и мотивируют их не только с помощью заработной платы, но и механизмами трудового опциона, то есть предоставления права на часть прогнозируемой прибыли от реализации инновационных продуктов или услуг. Поэтому в настоящий момент в небольших компаниях по всей Германии исследованиями в области инноваций занимаются 85,2 тыс. человек.

Прибыльное дело

«Один известный российский специалист по маркетингу инноваций на мастер-классе давал такой совет инноваторам: если хотите, чтобы ваши инновационные продукты покупали здесь, зарегистрируйте фирму в Германии», — вспоминает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. Однако в самой Германии результатами внедрения инноваций не очень довольны. Согласно исследованию компании Acatech, в общей доле инвестиций в инновации на небольшие компании приходится всего 16%, тогда как в США этот показатель достигает 19%, а в Швеции — 27%. Более того, согласно докладу «Глобальный инновационный индекс 2015 года» Всемирной организации интеллектуальной собственности, ведущими странами по уровню инновационных решений в мире являются Швейцария, Великобритания, Швеция, Нидерланды и США. В этом индексе Германия занимает лишь 12-е место, причем за три года поднялась на три ступени. Однако по отношению доли инвестиций к ВВП страна занимает восьмое место в мире, по размеру инвестиций бизнеса в инновации — четвертое, а по количеству заявок на патенты — первое место в мире.

Как говорят эксперты, эффективность внедрения инноваций в Германии проявляется в других показателях. «Успешность инноваций выражается в объеме прибыли, которую они в итоге приносят, если речь идет не о социальных или культурных инновациях. Патенты отражают оценку этой прибыли, поэтому, безусловно, являются одним из самых важных показателей», — говорит Леонид Делицын. Так, поисковик Google, по его словам, приобретал компанию Motorola Mobility в первую очередь из-за тысяч зарегистрированных на нее патентов. По словам Эмиля Мартиросяна, в большей степени инновационность компании определяется через долю продаж инновационных продуктов в общей суммарной выручке: «В немецких компаниях сектора b2b доля инноваций в товарообороте может достигать рекордных 40–50%». Наряду с товарами может продаваться и сама технология или соответствующий консалтинг. «Роль инноваций для таких компаний — драйвер роста долгосрочной стоимости бизнеса, на которую ориентированы сейчас большинство акционеров. Размер же компании при этом не имеет значения», — добавляет Эмиль Мартиросян.