Кому помогла девальвация
По расчетам Российского экспортного центра (РЭЦ, создан в 2015 году для поддержки экспортно ориентированных компаний в режиме «единого окна»), подготовленным на основе данных Федеральной таможенной службы (ФТС), общий объем экспорта России в 2015 году в валютном выражении уменьшился по сравнению с 2014-м на 31%, до $343,4 млрд. При этом снизились объемы поставок таких традиционных за последние десятилетия для России экспортных товаров, как нефть и ГСМ, сталь, драгоценные металлы, водка и прочая алкогольная продукция. В начале 2016 года тенденция получила продолжение. По данным Банка России, в январе–феврале экспорт из России составил $37,2 млрд, сократившись на 35% к январю—февралю 2015-го.
Тем не менее некоторым компаниям из различных отраслей все же удалось воспользоваться преимуществами девальвации рубля. Так, продолжает уверенно расти доля внешних поставок продукции отечественного ВПК. Ожидаемо увеличивается доля сельскохозяйственной продукции с невысокой добавленной стоимостью. Например, по данным Центра международной торговли Москвы (ЦМТ), за прошлый год более чем на 60% вырос экспорт клубнеплодов, корнеплодов и овощей. Есть в списке нарастивших экспорт отраслей и неожиданные позиции. Так, в прошлом году было экспортировано мяса и полуфабрикатов почти на 12% больше, чем в 2014-м, на 27% выросли поставки трикотажных полотен, суммарный объем экспорта полипропилена из России увеличился за 2015 год на 59%.
Отметим, что в структуре несырьевого экспорта до сих пор значительную долю составляет продукция ТЭК — продукты переработки нефти и проч. Поскольку цены на нефть упали, это не могло не отразиться на объемах экспорта в валютном выражении. Однако при этом отмечается два позитивных фактора: постепенная диверсификация структуры несырьевого экспорта — снижение доли ТЭК, увеличение машинно-технической и сельхозпродукции, а также рост физических объемов поставок российской продукции за рубеж — индекс физических объемов несырьевого экспорта в 2015 году увеличился на 6,3%.
В то же время круг проблем, с которыми ежедневно сталкиваются предприниматели-экспортеры, значителен. Они связаны с оформлением необходимых документов для налаживания поставки на российской стороне, получением необходимых разрешений в стране, куда идет экспорт, оценкой контрагентов, привлечением дополнительного финансирования и прочими вопросами.
Понятно, что проще всего на внешние рынки выходить крупным корпорациям, имеющим устойчивые отношения с зарубежными партнерами или же обладающим уникальным продуктом, — например, представителям ВПК или энергетического машиностроения.
Легко закрепиться на новых рынках тем предприятиям, которые имеют иностранных партнеров-акционеров или вовсе являются «дочками» иностранных концернов. Так, торговая сеть IKEA готовится экспортировать товары, произведенные в России. В частности, пока речь идет о продукции из льна. А поставки на экспорт с отечественных заводов Unilever уже осуществляются. Помощь от акционеров получит и АвтоВАЗ. «Импортировать автомобили Lada в Сирию будет компания Rakha Trading (импортер Nissan). В Ливане продажами Lada будет заниматься компания Rymco (импортер Infiniti, Nissan и GM)», — отмечает эксперт-аналитик ИК «Финам» Алексей Калачев. Во всех остальных случаях успех тех или иных проектов, как правило, становится плодом мастерства, интуиции и удачи отдельных предпринимателей или маркетологов компаний.
Не предупреждены — не вооружены
Со стороны официальных органов предпринимается целый ряд действий для поддержки экспорта. С 2012 года действует «дорожная карта» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», в реализации которой большая роль отведена РЭЦ. В апреле 2015 года утверждена ее новая редакция, но в документ по мере разработки тематики вносятся новые мероприятия. Последние изменения были добавлены около месяца назад. Одна из ключевых задач, продекларированных в документе, — повышение в первую очередь доли высокотехнологичного экспорта.
В период с 2011 года были частично упрощены отдельные административные процедуры по ведению внешнеэкономической деятельности, в том числе по возмещению НДС экспортерами. Появились финансовые инструменты для поддержки экспорта, которые включают кредитование с субсидированной процентной ставкой, а также дают возможность получения госгарантий.
Например, Росэксимбанк (входит в группу РЭЦ) совместно с Минпромторгом РФ продолжает реализовывать специализированную программу поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, запущенную в августе прошлого года. По этой программе в 2015 году бизнес имел возможность получить кредитные средства по ставке, конкурентоспособной на международном уровне. Так, ставки в рублях составляют менее 10% годовых, в долларах США — от 2% годовых, а в евро — от 1%. Таким образом, российские экспортеры выходят на внешние рынки в равных с финансовой точки зрения условиях с экспортерами из других стран. В 2016 году программа немного видоизменена, теперь ее основная задача, как поясняют в РЭЦ, сфокусироваться на финансировании иностранных покупателей в рамках заключаемых экспортных контрактов. То есть речь идет о смещении акцентов программы на кредитование импортера российской продукции или банка этого импортера. Именно на реализацию этой программы из бюджета выделяются 5,4 млрд руб., что почти вдвое больше, чем в 2015-м, когда было выделено 3 млрд руб.
Также несколько лет назад был внедрен механизм страховой поддержки экспорта, который, в частности, реализуется через специально созданное Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР, входит в группу РЭЦ). Среди продуктов ЭКСАР — страхование кредита поставщика и покупателя, страхование рисков по аккредитиву, комплексное страхование экспортных кредитов. «Для минимизации, например, рисков платежеспособности заказчика или иных страновых рисков эффективно использовать страхование дебиторской задолженности. Участие в сделке Экспортного страхового агентства позволяет банку организовать целевое финансирование для иностранного заказчика, что становится дополнительным конкурентным преимуществом при работе с иностранным заказчиком», — рассказывает руководитель корпоративного блока Промсвязьбанка Евгений Козеренко.
Атмосфера неполного взаимопонимания
Как показывает приведенная статистика, внедряемые меры стимулирования пока не оказывают ожидаемого влияния на рост объемов российского экспорта. Причин тому несколько. «Основная проблема для многих экспортеров — незнание существующего инструментария поддержки экспорта. Есть общее представление о том, что существуют торговые представительства, есть профильное министерство, курирующее деятельность торгпредств, есть Российский экспортный центр, который объединил в себя меры финансовой и нефинансовой поддержки. Но у многих компаний нет четкого понимания, как правильно применять весь набор инструментария», — полагает Кирилл Карабанов, руководитель направления региональных проектов департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных образовательных программ «Роснано».
Проблемы взаимодействия у экспортеров и властей действительно существуют. И дело не только в слабой информированности бизнеса. Пока многие потенциально полезные инициативы чиновников просто не находят практического применения. «В настоящий момент государство не проводит специальной «кризисной» поддержки экспорта в сфере инноваций либо информация о такой поддержке широкому кругу экспортеров недоступна», — подтверждает Александр Максютенко, руководитель «Оптосенс» (портфельная компания «Роснано»). Большинство предпринимателей, которые в последние годы осуществляли выход на внешние рынки, признаются, что не ощутили содействия со стороны чиновников в той мере, в которой хотелось бы.
«Если измерять эффективность мер господдержки в заключенных контрактах, то пока мы на себе их эффект не ощутили. Вместе с тем мы внимательно следим за активностью властей на этом направлении. Относительно помощи от торговых представительств могу сказать, что здесь большую роль играет фактор личности торгпреда и его заместителей. Встречаются как профессионалы, так и люди, которые относятся к своей работе с прохладцей», — рассказывает Руслан Волков, коммерческий директор НПП «Завод стеклопластиковых труб».
Получается, что экспортеры во многом ориентируются только на себя, но при этом опросы зачастую говорят о другом.
«Никакие, даже самые изощренные меры государственной поддержки не могут заменить здоровые амбиции и желание преуспеть на мировом рынке. Тем не менее по результатам опросов и исследований большинство быстрорастущих технологических компаний — более 70% — за время своего существования прибегали к использованию господдержки. Из этого числа половина компаний отметила существенный рост результатов», — рассуждает заместитель генерального директора, исполнительный директор Российской венчурной компании (РВК) Александр Потапов.
Без применяемых государством мер поддержки под влиянием сложившейся экономической и политической конъюнктуры падение экспорта могло бы быть более значительным, говорят эксперты. Теперь чиновникам предстоит решить, как удержать и постепенно увеличить долю несырьевого экспорта в существующих реалиях, учитывая весь разработанный ими ранее комплекс мер.