Одной из главных задач на ближайшие несколько лет на государственном уровне названо повышение доли несырьевого экспорта. Только на 2016 год продекларирована задача увеличить внешние поставки высокотехнологичной продукции на 10,5%. Задача непростая, даже в условиях значительно ослабленного рубля, лишнего времени на ее решение не осталось.
На высшем уровне
«Cегодня у Российского экспортного центра определено три приоритетных направления для поддержки. Это машиностроение, включая автомобилестроение, микроэлектроника и IT, а также аграрный сектор, но речь идет именно о продуктах переработки АПК с высокой добавленной стоимостью», — рассказывает директор Российского экспортного центра (РЭЦ) по экспортной политике и анализу Михаил Снег.
В данных обстоятельствах важна точечная настройка имеющихся в распоряжении чиновников инструментов под потребности рынка и бизнеса. «В нашей стране национальная идея развития экономики через технологический экспорт только зарождается. Для массового выхода инновационных компаний за рубеж, с одной стороны, не хватает компетенций на уровне отдельных малых и средних предприятий, у которых пока слишком мало примеров для подражания и собственного опыта. С другой — административная среда только начинает вырабатывать механизмы содействия экспорту», — объясняет Александр Потапов, заместитель генерального директора — исполнительный директор Российской венчурной компании (РВК).
Властям и экспортерам предстоит наладить диалог, который сейчас эффективен далеко не всегда. «Государство, органы власти, институты поддержки экспорта должны более активно рассказывать о себе и о тех мерах содействия, которыми могут пользоваться предприятия. В особенности это касается мероприятий регионального масштаба, что могли бы проводить региональные экспортные центры», — говорит Кирилл Карабанов, руководитель направления региональных проектов департамента программ стимулирования спроса ФИОП «Роснано».
С места — через барьер
Меры по поддержке экспорта на практике должны применяться в комплексе. Причем, поскольку ресурсы для прямой финансовой поддержки (в виде льготных кредитов) ограниченны и, очевидно, будут доступны далеко не всем, во многих случаях упор предстоит делать на другие меры стимулирования внешних поставок.
«В плане выхода на новые рынки наиболее эффективными видятся два формата: выставочная деятельность и поддержка со стороны торгпредств. Что касается первого, то акцент должен делаться на профессиональные отраслевые, а не на имиджевые мероприятия общего плана, — считает коммерческий директор НПП «Завод стеклопластиковых труб» Руслан Волков. — Например, есть ряд международно признанных нефтегазовых выставок, где при поддержке государства малые инновационные предприятия, поставляющие нефтегазовое оборудование, могли бы выставляться на едином российском стенде».
Кроме того, необходимы дальнейшие действия по либерализации внешнеэкономического законодательства. Упрощение таможенного оформления, а значит, и ускорение логистических процедур позволят нашим компаниям стать более конкурентоспособными. Бизнес ждет также доведения до логического завершения работ по минимизации налоговых издержек, в частности по возмещению НДС. Предприниматели настаивают на том, что чиновникам при этом нужно быть внимательнее к пожеланиям бизнеса, поскольку из министерских кабинетов многие проблемы не всегда отчетливо видны. «Например, в настоящий момент крайне сложны процедуры обратного ввоза продукции для осуществления гарантийного ремонта», — рассказывает руководитель компании «Оптосенс» Александр Максютенко.
Наконец, есть большая потребность в мерах по поддержке экспортеров непосредственно на внешних рынках. «Не у каждой компании есть возможность содержать штат специалистов во внешнеэкономической сфере, не у всех есть финансовая возможность участвовать в бизнес-миссиях или МПК (межправительственных комиссиях. — РБК+), которые проходят за рубежом», — отмечает Кирилл Карабанов, добавляя, что в связи с этим помощь госструктур стала бы «отличным решением».
Сейчас компании по большей части самостоятельно решают вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности международным патентом, хотя в этом деле помощь государства представляется логичной и необходимой. То же самое можно сказать и о преодолении сопротивления, которое оказывают экспортерам на внешних рынках местные власти и лоббисты. Антидемпинговые споры нередко политически мотивированы, но есть и другие заслоны. «Сертификация товаров и услуг часто является дополнительным барьером для экспортеров. Нередко это дорогой и затратный процесс, ведь проходить необходимые процедуры приходится вне страны. При этом нести эти расходы приходится зачастую даже не имея гарантий того, что продукт или услуга будут пользоваться спросом на рынке», — рассказывает Михаил Снег. По его мнению, есть два варианта решения данной проблемы. «Первый — заключение международных соглашений о взаимном признании документов о подтверждении соответствия. Но надо понимать, что при таком решении мы одновременно открываем и свои рынки и создаем риски для отечественных поставщиков внутри страны. Второй — поддержка экспортеров, проходящих этот процесс самостоятельно», — пояснил директор РЭЦ по экспортной политике и анализу.
Надо признать, что политика поддержки экспортеров только формируется и первое время вряд ли будет во всем успешной. Но уже есть понимание, что времени на раскачку не осталось. «Нехватка финансирования не позволяет многим отечественным предприятиям модернизировать производственный процесс. Конкуренция на внешних рынках также постоянно обостряется. Мы понимаем, что рубль не будет вечно оставаться слабым. И чтобы российские товары сохранили конкурентоспособность на внешних рынках через несколько лет, надо, с одной стороны, повышать эффективность производства на территории России, а с другой — определять ниши и рынки, где российские товары будут востребованы», — уверен Михаил Снег.