Решения , Весь мир ,  
0 

«Последняя миля» столичного двора

РЕШЕНИЕ
Фото: Иван Шаповалов / ТАСС
Фото: Иван Шаповалов / ТАСС
Мэрия Москвы и РЖД договорились об оптимизации работы действующих грузовых дворов железнодорожных станций. Главная идея совместного пилотного проекта — принимать на них товары исключительно для нужд города. Поступление транзитных грузов ограничат. Как следствие, отдельные грузовые дворы и даже целые станции могут быть ликвидированы.

Сейчас устройство транспортной сети столицы таково, что в центральной и средней ее частях расположены девять действующих вокзалов, более 40 сортировочных станций со складской застройкой и депо, десять грузовых дворов, площадь которых достигает 120 га. Почти 20% этой земли сдается в аренду, переоборудовано или же не используется. А парки отстоя находятся непосредственно в центре города.

Власти столицы не первый год ищут решения, которые позволили бы более рационально использовать эти площади. После начала масштабной застройки города и при остром дефиците земли в начале 2000-х годов власти Москвы подняли вопрос эффективного использования железнодорожных территорий. Однако тогда он остался открытым. Затем в 2013 году правительство Москвы и области, федеральные власти и РЖД утвердили план-график вывода грузовых дворов из эксплуатации. Предполагалось, что к 2018 году на смену грузовым дворам придут четыре новых транспортно-логистических центра (ТЛЦ)  — «Ховрино», «Люблино», «Кунцево-2» и «Северянин».

Тогда же эксперты из «Моспроекта-2» и НИиПИ Генплана Москвы предлагали переделать грузовые дворы столичных вокзалов. Первые предложили реорганизовать двор Москва-Смоленская площадью 6,5 га. В частности, специалисты намеревались разместить здесь инновационный центр, гостиницу и апарт-отель на 400 номеров. Другой план, разработанный в НИиПИ Генплана, по перепланировке двора Москва-Рижская сохранял 16 объектов, в том числе здание Рижского вокзала. Но десять из 50,8 га разработчик предполагал направить на развитие транспортной инфраструктуры.

«Последняя миля» столичного двора
При этом РЖД в пределах Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД) рассчитывали закрыть исключительно малофункционирующие дворы, а также станции Москва-Товарная-Смоленская, Москва-Товарная-Киевская и Москва-Товарная-Курская, а основные мощности (Москва-Товарная-Павелецкая, Москва-Товарная-Рязанская и Москва-Бутырская) сохранить.

Согласно данным департамента транспорта правительства Москвы, в настоящий момент в столице эксплуатируются десять грузовых дворов. При этом грузооборот города за 2015 год составил 4,3 млн т, а прибыль с этих территорий — лишь 30 млн руб. к сентябрю 2015 года.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в апреле 2016 года вице-премьер Аркадий Дворкович предложил закрыть столичные грузовые дворы. С таким же предложением выступил и вице-мэр столицы Максим Ликсутов, пояснив, что они обрабатывают значительную долю транзита. И хотя территорией дворов управляют РЖД, земля находится в федеральной собственности, поэтому мэрия примет участие в утверждении проектов планировки.

По словам Ликсутова, затягивание сроков закрытия грузовых дворов до первого-второго квартала 2018 года неоправданно. Однако до ввода в эксплуатацию всех ТЛЦ закрытие грузовых дворов невозможно, считают в РЖД. Поэтому железнодорожная компания и мэрия Москвы договорились об оптимизации работы действующих дворов. Соглашение предполагает запуск пилотного проекта развития грузовых дворов, ограничивающий доставку транзитных грузов в столицу. В частности, теперь туда будут допускаться товары исключительно для нужд города.

Такой проект призван сохранить около 68% грузооборота, который приходится на столичных потребителей. А итоги эксперимента позволят экспертам уже к концу 2016 года оценить необходимость ликвидации отдельных грузовых дворов, порядок и конкретные сроки.

«Текущие мощности по обработке контейнеров загружены менее чем на 50%. Грузовые дворы останутся, но исключительно для московских потребителей», — пояснили в правительстве столицы.

Поскольку все дворы находятся в центре города, контейнеры, как правило, перегружают на автомобили и вывозят за пределы МКАД. Таким образом, Москва становится транзитным пунктом.

По данным мэрии, в 2016 году согласовано прекращение работы четырех дворов — Москва-Бутырская, Подмосковная, Москва-Товарная-Рязанская и Москва II Митьково.

Закрытие грузовых дворов в границах МКЖД закладывается в генеральную схему развития Московского транспортного узла (МТУ), пояснила заместитель начальника центра по развитию Московского транспортного узла РЖД Елена Евдощук.

«Хотя окончательное решение пока согласовывается с правительством Московской области, мера эта стратегическая, — говорит специалист. — А сама ликвидация продлится вплоть до конца 2017 года».

Елена Евдощук также добавила, что транспортно-логистические центры — действительная альтернатива грузовым дворам, в которых нет современной складской инфраструктуры. Но в настоящий момент готова только одна подобная мощность — в Ховрино. В стадии близкой реализации — центры «Северянин» и «Кунцево-2». «Перенаправлять грузы директивно в логистические центры никто не может, даже после закрытия грузовых дворов, — уточняет Елена Евдощук. — В данном случае отправка товара остается на усмотрение грузоотправителя».

Решение московских властей о перепрофилировании грузовых дворов осложнит процесс грузоперевозок внутри столичного региона, считает директор по развитию перевозок мелких партий грузов компании «РЖД Логистика» Виктор Борцов. «В новых условиях большую часть грузов примут в области, что приведет к увеличению плеча доставки в Москву автомобильным транспортом, — говорит эксперт. — Как следствие, мы получим увеличение вредных выбросов в атмосферу и дополнительную нагрузку на дорожную сеть». По его словам, есть и другой фактор — экономический: из-за дорогой «последней мили» возрастет стоимость доставляемого товара.

Кроме того, Виктор Борцов пояснил, что на стадии обсуждения перспективы развития грузовых дворов «РЖД Логистика» уже вносила предложение об открытии на базе каждого транспортно-логистического центра подразделения «РЖД Экспресс» (сервис «РЖД Логистики» по развитию перевозок мелких и сборных партий грузов) для обработки товаров и исполнения заказов. И тогда компания намеревалась обеспечивать комплексное обслуживание перевозок с оказанием всех дополнительных услуг (доставкой «от двери до двери», упаковкой, палетированием, обрешеткой, страхованием).

В свою очередь, начальник управления корпоративных коммуникаций оператора грузовых железнодорожных перевозок Первой грузовой компании Дмитрий Бауков считает, что закрытие грузовых дворов в Москве существенно не повлияет на деятельность компании в регионе. И принимая во внимание достаточное количество терминалов за чертой города, ликвидация дворов в центре столицы не затруднит доставку.

«Такие меры позволят РЖД разгрузить Москву от грузового движения в пользу пассажирского, а правительству Москвы — высвободить территории в центре города под жилищную и промышленную застройку», — считает специалист.

 

Рыночный расклад «В борьбе за клиента прошлые заслуги не помогут»
Скачать Содержание
Закрыть