Рост экспорта
Деревообрабатывающая промышленность и лесопромышленный комплекс напрямую зависят от положения в экономике страны. «Падение ВВП по итогам 2015 года на 3,7% отразилось на лесопромышленном комплексе. Сокращение производства в деревообрабатывающей промышленности составило 3,4%, снижение целлюлозно-бумажного производства составило 6,3%, а производство необработанной древесины снизилось на 2,1%», — говорит начальник отдела исследований компании Lesprom Network Филипп Чебышев. «В 2015 году отрасль чувствовала себя вровень с остальной экономикой — индекс по обработке древесины и производству изделий из дерева за 2015 год, по данным Росстата, составил 96,6% по отношению к 2014-му, что абсолютно равно индексу промышленного производства в целом и чуть лучше индекса обрабатывающих производств в целом (94,6%)», — добавляет эксперт-аналитик ИК «Финам» Алексей Калачев.
Однако вызванная снижением курса девальвация рубля увеличила выручку экспортеров. В итоге доля лесопромышленного комплекса в ВВП России в 2015 году увеличилась с 1,02 до 1,22%. В основном это стало возможно благодаря росту экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Как отмечает Алексей Калачев, наиболее рентабельным и интенсивно развивающимся сегментом деревообрабатывающей промышленности России является именно производство фанеры: качественная российская фанера пользуется спросом на международном рынке — более половины отправляется на экспорт. «Березовая квадратная фанера активно используется за рубежом в мебельной промышленности, а также в производстве ящиков для продукции машиностроения. Большеформатная фанера повышенной водостойкости, как березовая, так и хвойная, успешно применяется в строительстве», — говорит эксперт.
Предпосылки для роста
Именно падение курса рубля больше всего помогло отрасли, согласны представители производителей. «Девальвация рубля дала непосредственный шанс для развития отрасли, она позволила российским предприятиям успешно конкурировать с зарубежными концернами в том числе по цене. По статистике, последние два года у нас наблюдается рост экспорта, однако это происходит, с точки зрения производителей, не от хорошей жизни. В результате той же девальвации доходность российского рынка резко упала и компании переориентировались на другие рынки», — объясняет директор по продажам United Panel Group Павел Корчагин. По его словам, до кризиса ситуация была прямо противоположной: российский рынок был более прибыльным по целому ряду продуктов. «После того как рубль сильно обесценился, перспективы у отрасли стали самые радужные. В первую очередь продукция деревообработки, и фанера в том числе, оказалась намного более доступна по цене конечным потребителям и значительно дешевле по сравнению с зарубежными заменителями», — согласен бывший коммерческий директор компании «Свеза», эксперт отрасли Вадим Юрин. Поэтому, несмотря на то что во многих отраслях промышленности дела обстоят не лучшим образом, в сегменте фанеры наблюдается рост.
В свою очередь, на фоне увеличения спроса будут расти и цены. «Девальвация национальных валют по отношению к доллару США в ключевых странах — поставщиках пиломатериалов, а также сокращение импорта в Китае обвалили цены на готовую продукцию. Это вынудило экспортеров искать более выгодные условия сбыта», — говорит Филипп Чебышев. Однако, по его словам, в 2015 году темп роста суммарной выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг отраслей лесопромышленного комплекса России впервые с 2012 года увеличился — рост составил 22,92%.
Новые рынки
Более 80% экспортируемой из России клееной фанеры отправляется в страны дальнего зарубежья. Основными импортерами российской фанеры являются США, Германия и Египет. В 2015 году на долю Египта приходилось 13% российского экспорта, на США — 12%, на Германию — 10%.
«На сегодняшний день российскую продукцию в первую очередь экспортируют в Европу, Америку, Африку, они остаются основными потребителями, однако благодаря девальвации удалось выйти на нетрадиционные рынки Азии», — говорит Павел Корчагин. Более того, в результате небольшого снижения цены российским компаниям удалось составить конкуренцию традиционным поставщикам на азиатских рынках. «Нам пришлось снижать цены, потому что на этом рынке исторически присутствуют поставщики c более дешевой продукцией, в том числе из Китая и азиатских стран», — отмечает Павел Корчагин. В то же время серьезное снижение цен в Европе и Америке на российскую экспортную продукцию происходило под давлением конкуренции с другими более крупными производителями, хотя емкость рынка в принципе позволяла этого избежать. При этом цены на березовую фанеру у финских, польских, латвийских производителей не снижались в 2015 году, что может свидетельствовать об определенных проблемах в продажах у российских производителей. «По мере стабилизации состояния экономики и оживления спроса динамика рынка должна восстановиться. Стабилизации рынка мы ожидаем уже в текущем году, оживления — в 2017-м», — говорит Алексей Калачев.