«Заменить березовую фанеру практически невозможно»
Материалы выпуска
От кругляка к фанере Рынок Шанс на модернизацию Инновации «Заменить березовую фанеру практически невозможно» Решения Целебная девальвация Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Заменить березовую фанеру практически невозможно»

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Падение спроса на фанеру на внутреннем рынке заставило российских производителей искать потребителей за рубежом. О том, удалось ли наладить этот процесс и с какими сложностями при экспорте фанеры сталкиваются российские компании, в интервью РБК+ рассказал директор по развитию бизнеса Segezha Group Янис Кудрявцев.
Фото: Пресс-служба

— Как вы оцениваете положение в сегменте деревообрабатывающей промышленности, в частности на рынке березовой фанеры? Удалось ли Segezha Group наладить стабильный экспорт?

— Объем ежегодного мирового производства березовой фанеры составляет 4,8 млн куб. м, и ее крупнейшими потребителями выступают Европа и Россия. Их суммарная доля в мировом потреблении березовой фанеры — около 65%, при этом 67% из этой продукции производится в России. Действительно, в 2015 году потребление фанеры на российском рынке сократилось на 16%, что привело к снижению объема импорта фанеры в Россию на 54% и росту объема экспорта фанеры российских производителей на 12,5%. В сложившихся условиях в 2015 году Segezha Group увеличила экспорт березовой фанеры на 24% относительно 2014 года, в результате в прошлом году доля экспорта составила 71%. Более того, количество стран, в которых мы присутствуем, выросло с 37 в 2014 году до 46 в 2015-м. Сегодня на глобальном рынке березовой фанеры мы стабильно входим в топ-7 по объемам производства.

— В какие страны в основном направляется российская фанера?

— Мы увеличили объемы продаж фанеры в Германию, Латвию, Нидерланды, Саудовскую Аравию, США, Чехию, Данию и Бельгию, а также переориентировались на страны с более благоприятной конъюнктурой, например снизили продажи в Турцию. Однако мы постоянно ищем новые рынки, в 2015 году начали поставлять фанеру в Албанию, Вьетнам, Грецию, Израиль, Кипр, Люксембург, Мексику, Норвегию, Румынию, ЮАР, Новую Зеландию, Колумбию и ОАЭ. По оценкам экспертов, до 2020 года CAGR (Compound Annnual Growth Rate — среднегодовой темп роста к результатам предыдущего года. — РБК+) мирового потребления березовой фанеры составит 2,7%. Наибольший рост ожидается в Азии (6,1%), Европе (3,2%) и СНГ (3,2%). Однако, по нашим оценкам, восстановление российского рынка начнется с 2017 года.

— Насколько стабилен спрос на фанеру? Как повлияли кризисные явления на продукцию российских предприятий? Можно ли говорить о повышении конкурентоспособности российской фанеры в мире?

— Спрос на березовую фанеру на глобальном рынке стабилен и постоянно растет. Березовая фанера относится к премиальному сегменту и занимает 7% мирового рынка, она также обладает наилучшими потребительскими свойствами в сравнении с фанерой из других пород, что приводит к росту спроса и обеспечивает премию к цене. При этом объем производства березовой фанеры ограничен наличием сырья, а его прирост возможен только в местах произрастания березы — России, Финляндии и странах Балтии. В России лидерами по запасу березового фанкряжа являются Вологодская и Кировская области. Российские производители могут похвастаться более низкими производственными затратами по сравнению с европейскими компаниями. В частности, Вятский фанерный комбинат, который входит в Segezha Group, является лидером по себестоимости как на российском, так и на глобальном рынке березовой фанеры, а качество продукции соответствует лучшим мировым стандартам. Березовая фанера — высокомаржинальный продукт: показатель OIBDA/маржа в 2015 году составил 39%, а доля в выручке группы — 11%.

— Насколько активно производители фанеры включились в модернизацию предприятий?

— Очевидно, что конкурентоспособность российских производителей березовой фанеры в мире будет только расти, у них наибольший потенциал и возможности улучшения по всем ключевым показателям. В частности, они уже обновляют основные фонды, покупают лучшее оборудование, внедряют лучшие практики, обучают персонал. Поэтому мы в рамках утвержденной стратегии запустили два инвестиционных проекта по созданию новых производственных мощностей для выпуска березовой фанеры и видим у этого направления очень большие перспективы. В настоящее время мы завершаем разработку проекта строительства нового фанерного комбината в Кирове на базе Вятского ФК годовой мощностью 83 тыс. куб. м, причем новое производство позволит увеличить выпуск поперечной и продольной фанеры. В свою очередь, в городе Сокол Вологодской области мы также планируем построить новый фанерный завод мощностью 126 тыс. куб. м в год. Модернизация существующих и строительство новых производственных мощностей позволит в три раза увеличить выпуск березовой фанеры.

— Какие отрасли и страны на мировом рынке заинтересованы в таких больших объемах фанеры?

— Ключевыми драйверами роста рынка березовой фанеры являются кораблестроение, строительство и машиностроение — здесь заменить березовую фанеру практически невозможно. Рост спроса на фанеру также сохраняется на экспортных рынках: в Европе, США, отдельных странах СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки. Однако потребление фанеры на российском рынке будет зависеть от общей динамики в ключевых областях применения.

— То есть вы больше не делаете ставку на российский рынок?

— Стратегия Segezha Group в сегменте березовой фанеры направлена на развитие конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Поэтому мы надеемся после реализации инвестиционной программы войти в число четырех крупнейших производителей березовой фанеры в мире. Причем у нас уже сейчас достаточно широкая продуктовая линейка. К примеру, Вятский фанерный комбинат производит березовую шлифованную и ламинированную фанеру 17 сортов в четырех форматах толщиной от 4 до 40 мм. По результатам опроса 2015 года до 95% партнеров оценивают нашу продукцию как соответствующую высоким требованиям. В 2016 году мы также надеемся сертифицировать Вятский фанерный комбинат по стандарту ISO 14001 и увеличить объем прямых поставок березовой фанеры на экспорт в наиболее маржинальных сегментах рынка. Мы рассчитываем, что создание новых мощностей позволит существенно расширить продуктовый портфель, войти в новые рыночные сегменты и удовлетворить ожидания наших текущих клиентов, а также привлечь новых.

— Однако экспортные цены российских поставщиков сейчас снижаются, в то время как объем производства российской березовой фанеры растет и мировые цены на нее стабильны. Как можно объяснить это явление?

— В целом производители березовой фанеры вышли на полную загрузку производственных мощностей еще в 2013–2014 годах. Поэтому текущие и заявленные мощности в полном объеме удовлетворят прирост потребления только к 2020 году. В то же время именно с этого момента на рынке опять начнется дефицит продукции. Примерно по такому же сценарию в России рост экспорта фанеры в 2015 году спровоцировал ее дефицит в 2016 году внутри страны, что повлияло на рост цен во втором квартале в среднем на 5%. поэтому во втором квартале 2016 года в связи с оживлением спроса на мировом рынке цены на березовую фанеру пошли вверх в среднем на 5–10%, так что цены во многом стабилизировались.