По данным Росстата, производство фанеры в России растет уже шесть лет подряд и, даже несмотря на кризис в 2015 году, увеличилось на 0,8%, до 3,6 млн куб. м. В общей сложности с 2003 года производство выросло на 84,1%. Цифры по экспорту еще более впечатляющие: в 2015 году поставки за рубеж увеличились на 12,2%, до 2209,3 тыс. куб. м. Разница между ростом производства и экспорта указывает на то, что растет доля экспортируемой продукции в общем объеме. По сути, спрос на внутреннем рынке в прошлом году снижался, из-за чего производители фанеры стали переориентироваться на внешние рынки.
«Нестабильность цен на фанеру в первую очередь связана с нестабильностью курса рубля: ситуация в экономике последнее время была не очень хорошая, и падение курса национальной валюты заставляло производителей снижать цены», — говорит бывший коммерческий директор группы «Свеза», эксперт отрасли Вадим Юрин. По его словам, ситуация выправилась, когда рубль стабилизировался и незначительно подрос. Однако во многом падение цен привело к переориентации производителей на внешние рынки: если раньше они ориентировались в основном на внутренний рынок, то теперь стали искать покупателей за рубежом. В итоге в 2015 году средняя цена у производителей фанеры в России увеличилась на 11,6%, до 20 295 руб. за кубометр.
Развивать новые направления для экспорта российским производителям мешает прежде всего нестабильность поставок сырья. «На европейском рынке фанеры такую нестабильность испытывают только российские поставщики. В других странах к таким резким изменениям приводят только катаклизмы», — объясняет Елена Пичугина. Например, по ее словам, из-за землетрясения в Чили в 2012 году объем экспорта фанеры из этой страны сократился на 10% буквально за один день. Однако сезонные спады производства, связанные с нехваткой сырья, — это исключительно российская особенность. В такой ситуации предприятиям приходится заранее заготавливать объемы сырья и аккумулировать их на складах в достаточно большом объеме, добавляет Елена Пичугина. По ее мнению, производители до сих пор испытывают сложности в связи с отсутствием сырья, в основном из-за нестабильных погодных условий: у предприятий нет доступного объема древесины, заводы работают со сниженным выпуском.
Еще одна сложность, по словам Вадима Юрина, заключается в том, что у российской фанеры на мировом рынке по-прежнему есть сильные конкуренты. «Российская продукция по качеству превосходит украинские и белорусские аналоги, но при этом находится на том же уровне, что и продукция финских или латвийских производителей. Если сравнить данные по развивающимся рынкам, то деревообработка в России растет в отличие от остальных стран», — говорит он. Коммерческий директор Уфимского фанерного комбината Ильдар Тугушев сегодняшнюю ситуацию считает переломной: «Мы второй месяц ощущаем, что на этом рынке незначительно снизилось напряжение, но нельзя сказать, что мы вздохнули с облегчением». По его словам, первая причина напряжения — неопределенность на рынке потребления, вторая — дефицит фанерного сырья, связанный с тем, что нет лесозаготовок в целом. «Фанера — это не кругляк и в определенном смысле является продуктом глубокой переработки, ее поставки являются экспортом несырьевых товаров, о необходимости которого постоянно говорят в правительстве», — отмечает Вадим Юрин.