Термины «экономика совместного потребления» (sharing economy) и «уберизация» появились несколько лет назад. Ими обозначили новую бизнес-тенденцию — массовое распространение сервисов, построенных на использовании мобильных приложений и высокоскоростного интернета и предназначенных для установления прямой связи между потребителем и поставщиком услуги. То есть разработчики сервисов фактически зарабатывают на виртуальном посредничестве. По оценкам экспертов PwC, в 2015 году объем этого рынка составил уже порядка $15 млрд, а через десять лет достигнет $335 млрд.
Модный драйвер
Название актуальному тренду дала компания Uber, чье приложение для смартфонов начало функционировать в США в 2010 году. С его помощью потребители могут напрямую заказывать у водителей услуги частного извоза. По итогам 2015 года компания была представлена более чем в 50 странах. Ее оценочная капитализация составляет порядка $62,5 млрд.
Uber далеко не первая компания, успешно эксплуатирующая подобную бизнес-модель. Еще в 2008 году заработал сервис AirBnB, специализирующийся на услугах краткосрочной аренды жилья. Еще раньше, в конце 90-х годов прошлого века, заработали системы онлайн-бронирования отелей Expedia и Booking.com. Понятно, что мобильных приложений у них в то время еще не было. Но суть бизнеса была та же: интернет-сайт напрямую связывал путешественников и владельцев отелей. Естественно, не забывая о собственной прибыли.
Сегодня компании, работающие по Uber-модели, проникли во многие сферы бизнеса. Посредничество по курьерским услугам оказывают, например, Roadie и Anyvan. Компании Housekeep или Bidmycleaning специализируются на клининговых услугах. Сервисы Medicast и Heal связывают пользователей с врачами. Список можно продолжать. Uber-модель используется при доставке еды, выгуле домашних животных, образовании, бэбиситтерстве и предоставлении иных услуг. Некоторые сервисы не ограничивают себя какой-то одной сферой. Например, сервис Youdo просто предлагает искать исполнителей почти для любой задачи.
Первопроходцам уже давно приходится сталкиваться с серьезной конкуренцией молодых последователей. Только на рынке услуг по перевозке пассажиров вслед за Uber глобальной известности достигли такие компании, как Didi Kuaidi, Gett, Lyft, OlaCabs и многие другие. Число игроков этого рынка, известных преимущественно в своих странах, исчисляется сотнями. Например, в России это «Яндекс. Такси» и GetTaxi.
По мере увеличения популярности Uber-сервисов начали расти и споры об их пользе и опасности. Очевидно, что потребители благодаря им могут приобретать товары и услуги дешевле. «Уберизация ускоряет предоставление услуг, делает процесс прозрачнее, убирает коррупцию, делает понятным, кто и какой услугой воспользовался. Кроме того, в определенных случаях поставщики услуг эксклюзивны для потребителей. Так, Uber-технологии удобны при дистанционном обучении детей, когда в школе нет учителя по какому-то предмету и надо найти его дистанционно», — говорит председатель отраслевого отделения «Деловой России» по развитию транспортной инфраструктуры, председатель правления ГК VessoLink Олег Бадера.
Выгода для бизнеса тоже вполне очевидна. Уберизация позволяет значительно сократить издержки. В том числе на налоговых и социальных платежах, арендных выплатах, сервисном обслуживании.
В свою очередь, государство благодаря уберизации может компенсировать снижение доходов бюджета за счет роста деловой и трудовой активности, — естественно, если будет улучшено налоговое администрирование. «Sharing economy уже является важным драйвером роста мировой экономики, в том числе за счет эффективного сокращения безработицы. Сервисы вроде Uber или AirBnB также позволяют значительно повысить эффективность тех рынков, на которых они производят экспансию, снизить цены и устранить ненужных посредников», — подтверждает финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. «Тем не менее власти зачастую сталкиваются со снижением налоговых поступлений, в том числе на фоне сложностей с администрированием налоговых платежей со стороны большого числа мелких предпринимателей по сравнению с крупным бизнесом», — уточняет он.
Трудности роста
Однако распространение Uber-модели не может проходить безболезненно. У sharing economy есть не только плюсы, но и существенные недостатки. «Как показывает практика, далеко не все контрагенты подобных компаний компетентны и добропорядочны. Последнее особенно характерно для развивающихся стран, к которым относится и Россия. Очевидно, что есть ряд сфер бизнеса, в которых риски, связанные с уберизацией, неприемлемы. На мой взгляд, к ним относится образование (особенно дошкольное), финансовые услуги», — рассуждает Тимур Нигматуллин.
Действительно, во многих случаях потребитель услуг компании, работающей по Uber-модели, может оказаться незащищенным. Ведь формально сервис, которым он воспользовался, лишь посредник. Например, во многих странах компания Uber прямо указывает, что не несет ответственности за убытки, которые могут возникнуть у потребителя, а также не отвечает за качество предоставляемых услуг. И такая трактовка законов о правах потребителей для Uber-компаний обычна. Например, сервис AirBnB тоже отмечает, что не несет ответственности за качество представленного на сайте жилья и действия собственников.
Фактически все представители Uber-бизнеса настаивают, что не являются стороной договора между исполнителем и потребителем. Но это утверждение справедливо лишь частично. Так, Uber формирует тарифы на услуги своих водителей, то есть прямо влияет на качество оказываемой услуги.
Правда, не все сервисы полностью устраняются от проблем своих пользователей. Конкуренция на рынке высока, лояльность клиентов надо поддерживать. Многие сервисы, в том числе Uber и AirBnB пытаются справиться с обозначенной проблемой, создавая специальные фильтры для отсева недобросовестных контрагентов (рейтинги, проверки и т.п.). Также многие компании пытаются занимать позицию «арбитра», то есть принимают жалобы потребителей, проводят расследование и выносят вердикт. Такая модель разрешения споров относительно успешно применяется интернет-аукционами, например eBay. Используют ее и системы интернет-бронирования отелей, в том числе упомянутые выше Booking и Expedia. Отельеры знают, что угроза отключения от системы бронирования, если их вина будет доказана, вполне реальна.
В то же время у потребителей должна быть возможность судиться с теми сервисами, которые оказывают некачественные услуги.
Потенциальное снижение качества услуг и товаров — серьезная проблема. Работая по стандартам уберизации, не все компании обеспечивают необходимые стандарты качества. Но со временем эта проблема должна решиться, считает партнер компании «ФБК-право» Александр Ермоленко: «Во-первых, под новые технологии постепенно подстроятся регуляторы, судебная система. Например, не так давно электронный документооборот не признавался судами. А теперь все уже иначе. Во-вторых, может измениться само понимание качества той или иной услуги. Вспомните: еще 20–30 лет назад считалось, что качественный товар должен быть долговечным в эксплуатации. А сегодня это уже не обязательно».
Понятно, что на появление новой судебной практики и восполнение правовых пробелов могут уйти годы. До тех пор потребителям полностью избежать проблем с поставщиками не удастся. Конечно, истец, недовольный действиями компании, использующей Uber-модель, не может быть уверен, что и при достаточной законодательной базе суд или регулятор займут его сторону. Например, если во Франции деятельность Uber оказалась под запретом, то в Великобритании все вышло иначе. Поначалу в Лондоне полагали, что приложение Uber — фактически таксометр, а использовать это оборудование могут только лицензированные такси. Но после судебного разбирательства выяснилось, что мобильное приложение, которое рассчитывает стоимость поездки, таксометром считать нельзя, значит, нет причины его запрещать.
Очевидно, что недовольство потребителей будет постепенно накапливаться. Этим неизбежно воспользуются и лоббисты от компаний, которые теряют долю рынка из-за sharing economy. Собственно, они это делают уже сейчас. Не удивительно, что Uber и подобные сервисы периодически сталкиваются с серьезными ограничениями по всему миру.
Так, общеизвестны проблемы, которые Uber приходится преодолевать во многих странах Европы и Азии. Велик риск прекращения деятельности компании и в Германии из-за требований к водителям получать лицензии. Жителям Берлина, например, запретили сдавать квартиры через AirBnB и другие подобные сервисы. Под запрет попадает такая деятельность и в отдельных штатах Америки. Противники AirBnB и схожих сервисов нашли закон, который запрещает жителям Нью-Йорка сдавать жилье в аренду меньше чем на 29 дней.
Но маловероятно, что запреты регуляторов смогут надолго сдержать уберизацию. Максимум, чего они добьются, — модель sharing economy не будет использоваться в отдельных секторах экономики. Запреты не будут тотальными. Кроме того, все больше стран будет высказываться в пользу уберизации: по большому счету такие сервисы уже доказали свою пользу и для потребителей, и для государства. Обнаруженные «болезни роста» вполне преодолимы. К тому же у многих Uber-компаний уже есть и еще будут появляться новые богатые инвесторы, которые смогут защитить свои доходы от чиновников и лоббистов.
Правда, относительной дешевизной Uber-предложений потребители будут наслаждаться недолго. Как в любой другой сфере бизнеса, вместе с установлением порядка на рынке и укрупнением игроков повысятся и цены. Потребители будут более защищенными, но и платить за оказанные услуги придется больше.
Дорогие работники
$100 млн выплатит Uber 385 тыс. своим водителям по двум искам в Калифорнии и Массачусетсе — $84 млн сразу и еще $16 млн, если капитализация компании вырастет в полтора раза. Водители недовольны тем, что Uber не покрывает им расходы на топливо, не предоставляет страховку и не оплачивает больничные как контрактникам, но при этом контролирует их как штатных работников. Руководство компании пообещало изменить условия соглашения, но в штат водителей оформлять отказывается.