.— «Медси» — одна из немногих коммерческих компаний в здравоохранении, активно развивающая оказание услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования. Каково соотношение платных и бесплатных пациентов?
— Основной пул пациентов — это пациенты, имеющие полис ДМС, что вполне традиционно для нас. Доля пациентов, получающих услуги за наличный расчет, сравнительно меньше. В структуре доходов «Медси» доля ОМС около 7%.
Мы участвуем в сегменте специализированной медицинской помощи и высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), включенной в базовую программу ОМС. Клиническая больница «Медси» в Отрадном включена в маршрутизацию пациентов с острым коронарным синдромом в Московской области. Мы принимаем в среднем двух-трех пациентов в день. Им сразу же выполняется коронарография, а при необходимости устанавливаются стенты в коронарные сосуды. Лечение одного такого пациента обходится Фонду ОМС меньше чем в 200 тыс. руб.
Также в рамках программы госгарантий мы выполняем большой объем операций по травматологии и ортопедии, включая эндопротезирование тазобедренных суставов и операции на коленном суставе. У нас осуществляются очень интересные реконструктивные операции при врожденных деформациях грудной клетки.
— Тарифы ОМС обычно в несколько раз ниже стоимости тех же медицинских манипуляций по прейскуранту коммерческих клиник. В чем интерес частных клиник к ОМС?
— То, что расценки, предлагаемые государством, действительно очень занижены, стало особенно заметно после перехода на оплату услуг по клинико-статистическим группам. Но не все однозначно плохо. Механизм оплаты приводит к снижению доходов, но при этом многократно увеличивается поток пациентов, что компенсирует низкие расценки по тарифу ОМС.
Важно, что теперь оплата привязана к выполненной медицинской манипуляции, а не морально устаревшему понятию «койко-день». Стандарт лечения некоторых видов травм раньше составлял 21 день, а досрочная выписка гарантированно приводила к снижению оплаты, в итоге пациенты мучительно долго лежали в стационаре. При этом росла очередь на госпитализацию, снижалась доступность медпомощи. Сейчас мы близки к западной модели: быстрое оказание высокотехнологичной помощи, максимально ранняя реабилитация первого этапа и выписка на следующий этап реабилитации. А медицинское учреждение получает 100% оплаты. То есть клиника заинтересована оказывать услуги быстро и, самое важное, качественно, чтобы пациенты могли быть выписаны как можно быстрее.
— Для какого типа медицинского бизнеса сотрудничество с государством оправданно в большей степени?
— Участие в программе ОМС оправданно для компаний, способных оказывать медицинскую помощь полного спектра. О «Медси» говорят, что это «медицина на 360 градусов». У нас есть мощнейшее лабораторное звено, сеть диагностических центров. Один КДЦ на «Белорусской» обеспечивает около 2 млн посещений в год — ни у одной госструктуры нет такой нагрузки на амбулаторное звено. Плюс свои стационары и реабилитация.
— За счет чего вы планируете увеличить поток?
— В столичном регионе сохраняется большая неудовлетворенная потребность в высокотехнологичной помощи. Поэтому мы создаем новые отделения стационара. Например, у нас откроется первое в Московской области ревматологическое отделение, мы создаем отделение гематологии и отделение детской хирургии.
— Мощности позволяют?
— Мощности позволяют. Клиническая больница «Медси» в Отрадном — яркий тому пример. Мы сделали очень значительные инвестиции в модернизацию операционного блока, который теперь входит в пятерку самых высокооснащенных в городе. У нас самое современное центральное стерилизационное отделение, отличный центр лучевой диагностики, запущен инвестпроект по созданию централизованной лаборатории для всей группы компаний «Медси».
— Вы представляете одновременно и платную, и бесплатную медицину. Каковы, на ваш взгляд, перспективы этих сегментов?
— Еще в 2013 году я осознал, что отсутствие конкуренции на рынке медицинских услуг — одна из причин крайне медленного развития. Мы, как представители государственного здравоохранения, долгое время оставались абсолютными монополистами, и все перемены к лучшему зависели от доброй воли того или иного руководителя. Сейчас, на мой взгляд, абсолютно ясно, что перемены к лучшему могут случиться только в рамках здоровой конкуренции двух систем — платной и бесплатной. Сегодня около 5% медуслуг в рамках программы госгарантий уже выполняют коммерческие клиники, если говорить о Московской области, а по некоторым профилям эта доля намного больше. Так, около 90% больных на гемодиализе уже обслуживаются в частных клиниках за счет бюджетных средств.
Частная медицина — это серьезный драйвер повышения качества медицинской помощи и повышения ее доступности.