Вопреки прогнозам, которые давали эксперты в начале года, российский автомобильный рынок до сих пор не нащупал дна и не оттолкнулся от него. По результатам августа падение только ускорилось: 18 против 16,6% в июле, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Всего за первые восемь месяцев года было продано 895 357 автомобилей, что на 14,9% меньше, чем за аналогичный период 2015-го.
Низкий спрос и тяжелые экономические условия ставят автопроизводителей перед сложным выбором: выводить новые модели на российский рынок сразу или ждать лучших времен. Многие бренды выбирают второй вариант, хотя премьер в России все еще много.
В текущем году, например, дебютировала Lada XRay, которая уже успела попасть на 20-е место в списке самых продаваемых автомобилей, по подсчетам АЕБ. Появились потенциальные бестселлеры Hyundai Creta и Renault Kaptur, выступающие в бюджетном сегменте. В более дорогих категориях — тоже важные новинки: Porsche Panamera, Jaguar F-Pace, Mercedes-Benz E-Class.
Потенциально сильные игроки должны приехать в Россию в следующем году: Audi Q5, Land Rover Discovery V и Škoda Kodiaq. Больше всего новинок будет в ценовой категории выше 2,5 млн руб., чуть меньше — в классе до 2,5 млн руб., еще меньше — до 1 млн руб. Новый Kia Rio, который был представлен на автосалоне в Париже, в Россию сразу не попадет — здесь будет другая версия, информации о которой пока нет. В любом случае текущий и следующий годы принесут рынку множество моделей, которые даже на фоне кризиса должны неплохо продаваться.
Массмаркет
В категории до 1 млн руб. правит бал Lada XRay. Модель уже продается и успела войти в число самых успешных на российском рынке: за первые восемь месяцев года было реализовано 11 529 экземпляров. Осенью она получила новую комплектацию с улучшенными внедорожными свойствами, что должно сделать машину еще более успешной. «Сочетание стиля, комфорта и практичности — вот сильные конкурентные качества Lada XRay», — отметил начальник пресс-центра АвтоВАЗа Сергей Ильинский.
Кроссовер Hyundai Creta продается в России только с начала августа этого года, поэтому ни в какие рейтинги он пока не попал, но успел стать самым популярным в своем классе по итогами августа (3479 проданных экземпляров), опередив признанного лидера — Renault Duster. Секрет успеха модели руководитель группы по связям с общественностью Hyundai Юлия Тихонравова видит в балансе всех составляющих: «Привлекательная цена, современные двигатели и трансмиссии, доступные финансовые программы, широкая дилерская сеть, завод, готовый обеспечивать необходимый объем для удовлетворения спроса».
Между тем в соперниках у корейского кроссовера есть еще один новичок, появившийся на рынке в 2016 году, — Renault Kaptur. В августе модель, не имеющая ничего общего с европейским Captur, получила версию с вариатором и теперь доступна не только на «механике» с мотором объемом 1,6 л, что должно привести к росту интереса к машине.
«Kaptur стал первой глобальной моделью в истории автомобильной промышленности России, запуск производства которой стартовал именно в нашей стране. Высокий уровень локализации автокомпонентов, а также непосредственное участие инженеров Renault в создании нового автомобиля являются неоспоримым преимуществом кроссовера», — напомнила директор по коммуникациям «Renault Россия» Оксана Токарева.
В следующем году на рынке должна появиться Lada Vesta в кузове универсал. Технически новинка не будет отличаться от седана: те же двигатели и опции. Однако вместительный багажник должен стать фактором, стимулирующим продажи. Например, универсал Lada Largus по итогам первых восьми месяцев 2016 года занимает 10-е место в списке самых продаваемых в России моделей. «Согласно опросам потребители очень ждут этот автомобиль. Еще один фактор, который должен обеспечить автомобилю успех, — это то, что в данном сегменте рынка почти нет универсалов», — уверен Сергей Ильинский.
В этой же ценовой категории в 2017 году начнет выступать новый Solaris — на сегодняшний момент одна из самых дешевых и популярных иномарок на рынке. Новое поколение будет лучше оснащено, и если цена на машину изменится незначительно, останется в списке бестселлеров.
Бизнес-класс (до 2,5 млн руб.)
Лифтбек Škoda Superb продается в России с октября 2015 года, но именно в этом году чешский бренд привез модель в кузове универсал. Автомобиль получил рекордно большой багажник объемом 619 л, который при сложенных спинках задних сидений увеличивается до 1909 л. «Ко всем своим достоинствам Superb добавляет выразительный, эмоциональный дизайн. Четкие линии и филигранная отделка формируют харизматичный и аутентичный характер модели», — подчеркивает руководитель направления PR «Škoda Auto Россия» Тимур Алиев.
Минувшей весной в России начались продажи Mercedes-Benz E-Class — важной в своем классе машины. Построенная на новой платформе модель стала больше предшественника, получила более обтекаемый кузов и богатое оснащение с 12,3-дюймовым дисплеем, как в S-Class. Все это плюс традиционно сильный имидж автомобиля в России позволяет рассчитывать на хорошие продажи E-Class и в 2017 году. «По сумме своих инноваций, в числе которых, например, активная система перестроения, позволяющая водителю без усилий менять полосу движения, новый Е-Class является самым интеллектуальным седаном бизнес-класса», — считает начальник отдела корпоративной коммуникации АО «Мерседес-Бенц Рус» Андрей Родионов.
В следующем году рынок ждет сразу несколько новинок в ценовой категории до 2,5 млн руб. — например, BMW X2. Внешне небольшой кроссовер с ниспадающей крышей — уменьшенная копия X4 и X6, но всю начинку получил от X1 и в модельном ряду марки займет место ниже X3, но выше X1. Ради того чтобы показать этот автомобиль в Париже, баварцы даже немного подвинули премьеру другой важной для российского рынка модели — 5-Series.
Этот седан будет построен на такой же модульной платформе, что и 7-Series, станет легче и получит функцию, благодаря которой владелец сможет удаленно следить за машиной с помощью смартфона, получая на него трехмерное изображение своей «пятерки». Продажи автомобиля должны начаться в конце 2017 года.
Задолго до этого — в первом квартале следующего года — в продажу поступит Volkswagen Tiguan нового поколения, оснащенный гораздо лучше предшественника. Он будет собираться в Калуге и изначально станет продаваться вместе с предыдущим поколением модели, на которое обещают существенные скидки.
Самой важной новинкой 2017 года станет Škoda Kodiaq — самая большая Škoda в истории марки и первая Škoda, получившая три ряда сидений. Сами чехи обращают внимание специалистов и потенциальных покупателей на необычные и полезные мелочи, которых в автомобиле более трех десятков. Тут и зонтики в дверях, и скребок в лючке бензобака, и система защиты кромок дверей, и набор для сна с подушечками, и система коммуникации с сидящими сзади пассажирами с помощью встроенных микрофонов, и многое другое.
«Kodiaq обладает выразительным дизайном, богатым оснащением, безупречной динамикой, превосходной вместительностью, практичными интеллектуальными и инновационными технологиями и, конечно же, функциональностью — здесь более 30 решений Simply Clever», — перечислил основные достоинства нового кроссовера Тимур Алиев.
Премиум-класс (дороже 2,5 млн руб.)
Минувшим летом Jaguar начал в России продажи первого кроссовера в истории марки — F-Pace. Обладающая привлекательной внешностью модель пришлась по вкусу покупателям: в августе английский бренд показал рекордный рост, увеличив продажи на 47%. Во многом это стало следствием вывода на российский рынок как раз F-Pace. В июне он разошелся тиражом 210 единиц, но к августу сбавил обороты до 103 автомобилей. Суммарно за три месяца было продано 464 кроссовера — это лучший результат среди всех моделей Jaguar в России.
Lexus RX четвертого поколения был представлен еще в 2015-м, но продаваться в России начал только в этом. Спрос на модель был всегда традиционно высок, не стала исключением и новинка. С января по август было реализовано 4900 таких автомобилей. «У российских клиентов RX пользуется популярностью, так как наравне с традиционно сильными сторонами Lexus он сочетает в себе еще и смелый дизайн, инновационные технологии и захватывающее управление», — объяснил успех модели представитель пресс-службы Lexus.
На ноябрь запланирована первая поставка в Россию седанов Volvo S90, заказы на которые принимают с начала июня. Шведский флагман оснащается системой полуавтономного управления, которая работает на скорости до 130 км/ч уже в базовой комплектации, стильно выглядит и собирается составить конкуренцию автомобилям «большой немецкой тройки».
Будущей весной в России должны начаться продажи Audi Q5 нового поколения. Традиционно популярный кроссовер был впервые представлен на автосалоне в Париже. Он построен на новой глобальной платформе, стал легче предшественника на 100 кг, получил электронно управляемые амортизаторы с различными алгоритмами работы и внешность в стиле старшей модели Q7. «Этот кроссовер продолжит успех нового Q7, который демонстрирует великолепные результаты, занимая верхнюю строчку в продажах Audi в России. Q5 объединяет в себе лучшее: эталонную технологичность Q7 и выразительность нового купе А5 — признанной иконы стиля», — охарактеризовала новинку руководитель направления PR Audi Russia Светлана Шаманова.
В 2016 году в России появился новый бренд Genesis с моделью G90. Суббренд Hyundai будет конкурировать в первую очередь с немецкими автомобилями Mercedes S-Class, Audi A8 и BMW 7-Series. Основное преимущество перед этими моделями у корейской новинки — цена при вполне схожей комплектации.
Одна из главных премьер будущего года в премиум-сегменте — Land Rover Discovery пятого поколения. Автомобиль получил современную внешность в стиле младшей модели Discovery Sport, стал длиннее, но при этом ниже и уже, чем предшественник. Базовая версия внедорожника пятиместная, но за доплату будет доступен третий ряд сидений. Discovery стал первым в мире автомобилем, где задние сиденья можно складывать при помощи синхронизированного смартфона.
Несколько месяцев назад начались продажи нового поколения Porsche Panamera. Несмотря на то что модель серьезно подорожала (версия Turbo — на 87 тыс. руб., 4S — на 1,058 млн, а заходной ценник увеличился больше чем на 2,5 млн руб.), Panamera уже пользуется высоким спросом на российском рынке. Директор по связям с общественностью и прессой Porsche Russland Оксана Хартонюк точных цифр не привела, но отметила, что заявок на модель поступило много. «Во-первых, это Porsche. Во-вторых, она невероятно динамична и комфортна. В-третьих, выглядит просто восхитительно», — резюмировал глава Porsche Russland Томас Штэрцель.