Драйвер облачного рынка сегодня — необходимость соответствовать. Цифровая трансформация неизбежна для бизнеса, обеспокоенного сроками time-to-market. В России это беспокойство стало главной темой года, с тех пор как в январе глава Сбербанка заговорил о неконкурентоспособности сроков. Год или даже полгода для вывода нового продукта на рынок — уже недопустимая роскошь. А в поисках возможностей для ускорения первый и главный ответ сегодня сводится к облаку.
По умолчанию практически все ключевые технологии, которые в последнее время наиболее на слуху, подразумевают использование облачных сервисов. Цифровое предприятие, готовое работать с большими данными или использовать возможности промышленного интернета вещей, строится «через» облачную миграцию. К 2025 году до 80% данных будут находиться в облаках, считают в американском IT-провайдере Oracle.
Не то что бы рынок перестал рассчитывать здесь на экономию. Она по-прежнему достижима, хотя бизнес-кейсы сохраняют некоторую долю лукавства. Проблема скорее в том, что полученную таким образом оптимизацию затрат нельзя в полной мере считать конкурентным преимуществом в силу всеобщей доступности такого подхода к снижению затрат и повышению гибкости. Распространение облачной модели обещает условно равные возможности и, значит, несколько смещает поиск конкурентных преимуществ в другую плоскость.
«Экономия за счет масштаба позволяет предлагать заказчикам более качественные услуги по более низкой цене, — поясняет Павел Захаров, вице-президент по технологическому консалтингу «Oracle СНГ». — По сути, как раз сейчас воплощается давняя концепция «коммунальных вычислений» (Utility Computing): IT-ресурсы и данные потребляются так же, как вода или электроэнергия. Все три уровня вычислений — приложения, платформы и инфраструктура (SaaS, PaaS, IaaS) — доступны через Глобальную сеть». Oracle активно инвестирует в развитие облачных технологий: в 2016 финансовом году вложения в исследования и разработку составили $5,8 млрд, а за последние шесть лет выросли на $2 млрд.
Российский скачок
По данным международного аналитического агентства IDC, рынок облачных услуг в России, включая публичные и частные облака, в 2015 году составил $370,2 млн. По прогнозам в 2016 году он вырастет на 9% (в долларовом выражении). Для сравнения: в iKS-Consulting оценивают рост этого рынка за предыдущий год в 40%, а его объем — в 28 млрд руб. Аналитики отмечают высокую активность компаний среднего и малого бизнеса, которые с помощью облаков оптимизируют затраты на IT-инфраструктуру, в то время как крупные клиенты по-прежнему сохраняют определенную осторожность в отношении облаков.
«Российский облачный рынок «преодолел пропасть» и перешел в стадию устойчивого роста, причем существенно выше мировых темпов, — комментирует Антон Салов, директор продуктового офиса партнерских облачных услуг «Ростелекома». — Это обусловлено политэкономической ситуацией, способствующей ускоренной адаптации облачного тренда в российских реалиях. Экономическая стагнация заставляет предприятия, в том числе малый бизнес, оптимизировать свои IT-бюджеты, отказываясь от капитальных затрат на «железо» и ПО. Эластичность облачной модели тут как нельзя кстати. Не имея возможности закупать серьезно подорожавшие из-за курсовой разницы зарубежные серверные мощности, потребитель теперь работает с IaaS отечественных провайдеров, которые не спешат повышать цены».
Сегмент SaaS (софт как услуга) показал рост на 37%. Самыми популярными видами облачного ПО остаются системы бухгалтерского учета (54%), виртуальная телефония (16,4%) и офисные программы (12,5%). В то же время сегмент IaaS (инфраструктура как услуга) вырос на 52%. Первое место среди провайдеров по этому направлению заняла компания «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»), которая вошла также в число наиболее активных российских контрибьюторов платформы OpenStack. «Уже более 4 тыс. строк ее кода создано разработчиками «Сервионики», а один из основных проектов платформы, Watcher, будет развиваться по предложенной нами стратегии», — комментирует Евгений Щепилов, управляющий директор «Сервионики».
«Публичные SaaS-решения пользуются спросом больше в среднем и малом бизнесе, а крупный бизнес формирует устойчивый спрос на инфраструктурные частные облака. Крупный и средний бизнес обеспечивает свыше 70% спроса на IaaS, в том числе и от публичных провайдеров, реализуя гибридные сценарии», — отмечает Антон Салов.
Рыночный резерв
В американской IT-корпорации Microsoft отмечают, что многие компании МСБ сегодня обновляют парк устаревшей IT-инфраструктуры, используя облако. «Это позволяет оптимизировать рабочие процессы организации, повысить надежность и устойчивость IT-системы и перенаправить сэкономленные на техподдержке средства на развитие бизнеса, — комментирует Дмитрий Марченко, директор по маркетингу технологий обработки данных и облачной платформы Microsoft в России. — Кроме того, облако гарантирует высокий уровень защиты от киберугроз, добиться которого для компаний малого и среднего бизнеса (а зачастую и крупного) может быть сложно и затратно. Благодаря интеграции собственной инфраструктуры с ресурсами публичного облака (то есть реализации гибридного подхода) облако можно использовать даже при самых строгих регламентах обработки информации. В сегменте же крупных компаний облако способствует прежде всего развитию нового бизнеса. Они используют возможности быстрого создания и вывода на рынок новых продуктов и услуг, построенных на применении инновационных сервисов».
«Облака — это первый шаг в новую цифровую эру», — согласен Павел Гонтарев, генеральный директор «SAP СНГ». В начале ноябре немецкая компания анонсировала перенос еще одного облачного решения SAP — Integrated Business Planning в российский дата-центр и заключение нескольких контрактов с российскими компаниями. К локализации облачных услуг и инфраструктуры побуждает с недавнего времени запрет на закупку зарубежного ПО для госорганов, а также требования закона о защите персональных данных.
На традиционно консервативных в отношении облаков заказчиков со стороны финансового сектора, здравоохранения, а также госучреждений ориентировано новое облако Technoserv.Cloud. «На данный момент на базе обновленной облачной платформы «Техносерва» доступны четыре услуги: виртуальный сервер, виртуальный дата-центр, корпоративная почта Microsoft Exchange, система автоматизации ITSM-процессов ServiceNow (Service Desk). В ближайших планах — предоставление еще двух услуг: резервное копирование и виртуальный дата-центр под закон № 152-ФЗ», — рассказывает Никита Дергилев, директор по развитию сервиса компании «Техносерв». Инвестиции в этот только стартовавший проект составили пока около 30 млн руб., а выход на операционную окупаемость планируется в течение года, причем не останавливая инвестиций в развитие платформы.
Параллельно в облаках появляются классические телекомы, с падением выручки от «голоса» начавшие активную трансформацию своих бизнес-моделей в сторону комплексных цифровых услуг. «В «большой четверке» можно отметить ряд облачных достижений. «Ростелеком», обладая широкой сетью ЦОД, оказывает облачные инфраструктурные сервисы. «ВымпелКом», начав раньше всех, показывает неплохие результаты в продаже MS Office 365. «МегаФон» в конце весны объявил о закрытии услуги облачной инфраструктуры, но продолжил при этом развивать услугу конвергентной виртуальной АТС, а также сервис неограниченного по дисковому пространству хранилища для массового рынка», — рассказывает Антон Салов.
Новый импульс
Впервые главным фактором роста российского облачного рынка в 2016 году заявлен интерес госсектора. По прогнозам IDC, в ближайшие пять лет именно государственные инициативы, а также реализация программы импортозамещения будут стимулировать развитие отрасли, которая достигнет за этот период объема $647 млн. Предполагается широкое применение публичных облаков в работе федеральных и региональных органов власти, а также госкомпаний.
На сегодня, согласно данным опроса представителей госсектора, проведенного агентством TAdviser и российским разработчиком «Новые облачные технологии», 50% уже используют ПО по модели SaaS. Еще 16% планируют такие инициативы в ближайшее время либо проводят тестирование отдельных облачных сервисов. Более трети считают облачные сервисы надежными и безопасными.
В мире по модели SaaS государственные структуры потребляют решения в области управления контентом, электронным документооборотом, совместной работой или проектами. На фоне роста проникновения облаков растет использование CRM и HR-систем как SaaS.
По прогнозам американского консалтингового агентства Market Research Media, к 2020 году расходы мировых правительств на облачные технологии достигнут $118 млрд при среднегодовых темпах роста 6,7%. По использованию облачных технологий в госсекторе лидируют США, Великобритания и Австралия, где на базе частных облаков реализуется значительная доля электронного взаимодействия государства с гражданами.