Михаил Блинкин,
директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Транспортники старшего поколения помнят советский лозунг «Рельсовый путь — это путь в социализм». Сегодня используется другой лозунг: «Рельсовый путь — это путь к Sustainable Mobility». Термин Sustainable Mobility определяет степень мобильности горожан, которую город способен выдержать без ущерба для городской среды и экологии. Говоря «рельсовый путь», мы подразумеваем интегрированные между собой разные транспортные системы. Два элемента «пути» — пригородные железные дороги и метрополитены — вполне традиционны. Но за последние годы они пережили существенные трансформации, заметно укрепив свои позиции во всех городах мира. Третий элемент — Light Rail Transit (LRT) — введен в мировую транспортную практику в начале 1970‑х годов. В современной трактовке под LRT понимается обширный класс рельсовых систем общественного транспорта, занимающий по скоростям и провозным возможностям промежуточное место между метро и пригородными железными дорогами, с одной стороны, и трамваем — с другой. В 1910–1990‑х годах в мире сосуществовали две конкурирующие концепции: «проавтомобильная», в которой общественный транспорт выполняет роль дополняющего сервиса, и «рельсовая», где общественный транспорт признается доминантой городского развития. Мне, старому автомобилисту, очень обидно об этом говорить, но, судя по всему, вторая из названных концепций побеждает за явным преимуществом.