— Как МЦК повлияло на работу всего городского транспорта?
— Востребованность МЦК среди москвичей крайне велика: пассажиропоток составляет более 300 тыс. человек в сутки, хотя всего два месяца назад, когда мы только запустили движение, он составлял 120–140 тыс. При этом надо понимать, что в полном объеме, со всеми станциями кольцо заработало всего несколько недель назад. Самые востребованные — станции, которые имеют прямую теплую пересадку (без выхода на улицу) из метро либо связаны с метрополитеном очень короткой пересадкой.
— Как изменились пассажиропотоки в метро?
— Средняя разгрузка линий составила 7–10 %. При этом кольцевая линия разгрузилась на 15 %. Здесь есть важный нюанс: есть такое понятие — критический перегон, это одна-две станции до кольца, где много людей. На Серпуховско-Тимирязевской линии, к примеру, люди заходят в метро в «Бибирево», «Отрадное», в результате на станциях «Дмитровская» и «Савеловская» сесть уже тяжело. После запуска МЦК эта проблема постепенно уходит. К примеру, Таганско-Краснопресненская линия разгрузилась за счет того, что люди стали пользоваться электричками, доезжая до Андроновки, чтобы сесть на МЦК. На Калужско-Рижской линии разгрузился перегон до «Ленинский проспект» — «Октябрьская». Также исчез порожний пробег, когда людям нужно было попасть, скажем, с «Щукинской» на «Алтуфьево», и приходилось ездить через кольцевую линию. Теперь они пользуются МЦК.
— Откуда появилось такое большое расстояние между поездом и платформой?
— Мы все эти проблемы знаем. Как бы нам ни хотелось МЦК называть частью метро, все-таки здесь используются элементы железнодорожной инфраструктуры в классическом ее понимании. Расстояние между поездом и платформой пришло к нам из пригородного сообщения. Но мы с этим работаем. К примеру, на Стрешнево железнодорожники расстояние между поездом и платформой сократить уже сумели. Мы каждую ситуацию отдельно предметно разбираем вместе с нашими партнерами — ОАО «РЖД».
Надо понимать, что МЦК — очень молодой проект, с которым еще надо работать. В более или менее целевом состоянии кольцо мы получим года через три-четыре, когда завершится интеграция и с новыми станциями метро, и с радиальным направлениями электричек, когда мы разовьем территорию вдоль МЦК. Сейчас мы собираем все замечания и предложения. Нам очень важно получить обратную связь и лояльность пассажиров.
— Почему в качестве подвижного состава выбрали «Ласточку»?
— Мы на конкурсе выбирали не подвижной состав, а перевозчика. А он, в свою очередь, мог приобрести, взять в лизинг, в аренду, купить любой поезд, подходящий по техническим требованиям. Когда перевозчиком стала компания РЖД, они предложили нам «Ласточку» по нескольким причинам. Первая: у РЖД уже есть контракт, по которому они «Ласточки» закупают. Вторая: у РЖД экономика выстроена таким образом, что на МЦК эффективней всего использовать именно «Ласточки». И третье: сегодня банально просто нет других современных поездов. Ну не ставить же на МЦК старые составы, которые в пригороде работают и скоро будут списаны! Кстати, что касается пригорода, здесь тоже идет масштабное обновление парка подвижного состава.
— Почему так получилось, что некоторые линии метро не имеют общих станций с МЦК?
— Для строительства платформ мы использовали места, где станции были исторически, еще 100 лет назад, когда по кольцу ходили пассажирские поезда. Там, где была возможность приблизить платформу к метро, это было сделано. Но там, где расстояние в несколько километров, сделать ничего нельзя. Это же город, здесь плотная городская застройка.
— Какие перспективы развития у проекта? «Ласточки» будут как-то модернизироваться?
— Мы уже договорились с РЖД о доработке поездов. Планируется два нововведения: сиденья по формуле 2+2 (сейчас 3+2) и дополнительные верхние поручни, как в метро. Их в «Ласточках» изначально не было для пассажиров, стоящих в проходе. В итоге люди держатся за сиденья, это неудобно. Проблему нужно эту решить до того, как увеличится нагрузка на МЦК.
— Когда произойдет замена подвижного состава?
— Замена подвижного состава уже началась и к лету 2017 года более половины поездов уже будут обновленными.
— Будет ли сокращен интервал движения поездов?
— Железнодорожники нам подтвердили, что сделать это можно. Система управления поездами, применяемая на МЦК, позволяет уменьшить интервал даже до трех минут, но у нас пока цель — четыре минуты. Планируется это сделать в первом полугодии 2017-го. Для этого потребуется примерно на 30 % увеличить количество поездов, сейчас их 33.
— Глобальная цель проекта МЦК какая?
— Их несколько. Основная — транспортная. Это создание новой кольцевой, которая, по сути, свяжет пригородное железнодорожное сообщение, метро и городской наземный транспорт. И при этом значительно разгрузятся линии метро и радиальной железной дороги. Также наша цель — развитие городской инфраструктуры в зоне тяготения МЦК, развитие прилегающих территорий.
Почему сегодня все едут в центр? Потому что там, по сути, вся жизнь. Если же жизнь возникает за пределами центра, то мы автоматически формируем новую зону притяжения. Если вдоль МЦК будет и жилье, и офисы, и рабочие места, то людям не надо будет лишний раз ехать в центральную часть города. В идеале там должна остаться туристическая и рекреационная зона для отдыха и прогулок.