— Программа предполагает новое масштабное строительство в пределах Старой Москвы, а значит, существенное увеличение нагрузки на инфраструктуру, увеличение и без того высокой плотности населения в столице. Насколько необходима и своевременна новая программа?
— Мы говорим о системном подходе к развитию территорий столицы. Освобожденные от морально и физически устаревшего жилого фонда участки планируется осваивать комплексно. Мы сейчас видим, какие современные креативные пространства появляются в Москве на месте старых заводов и фабрик. Территории, освобожденные от пятиэтажек, будут застраиваться по аналогичному принципу. На их месте вырастут многофункциональные комплексы с жильем, инфраструктурой, ретейлом, где-то даже с рабочими местами. Все это рассчитано исключительно на повышение качества градостроительной среды, уровня комфорта граждан. Вопросы, связанные с повышением нагрузки на сети, транспортную и социальную инфраструктуры, будут очень тщательно просчитываться.
Мы ориентируемся на долгосрочные горизонты, где российская столица сможет конкурировать с мировыми мегаполисами типа Сингапура, Нью-Йорка и пр., в том числе за человеческий капитал, высококвалифицированную рабочую силу. А эта конкуренция предполагает, что здесь не место тем градостроительным решениям, которые были актуальны для середины прошлого века. Хорошим специалистам нужна хорошая среда проживания — современная, комфортная и безопасная. Невозможно сформировать качественную городскую среду в районах советского типа — застроенных «спичечными коробками», с примитивными песочницами и качельками во дворах. Я напомню, что дома эпохи так называемой индустриальной застройки изначально рассматривались как временное решение квартирного вопроса.
— Но многие пятиэтажные дома, которые не попали в первую волну сноса, сейчас находятся во вполне приличном состоянии, скажем, по сравнению с некоторыми девяти— и двенадцатиэтажками. Почему речь идет именно о пятиэтажках?
— Речь о пятиэтажках идет условно, хотя они будут браться за основу. После принятия закона ответственные специалисты изучат состояние разных зданий и составят соответствующий список. При этом под снос могут попасть не только дома из этого списка, но и те, что находятся в границах территории, оказавшейся под действием программы.
А потом, как можно судить о приличном, как вы говорите, состоянии дома исключительно по внешнему виду? Вот мы начали реализацию программы капремонта и столкнулись с тем, что очень многие дома без отселения людей просто невозможно полноценно отремонтировать, поскольку коммуникации замурованы в стены и межэтажные перекрытия. Дернешь кабель — и сыплется вся стена. То есть в этих случаях значительно проще и дешевле снести старый дом и построить новый. Люди, поверьте, от этого только выиграют. У новой квартиры и капитализация выше — не менее чем на 30%.
— Сколько на реализацию программы нужно денег, где их планируется брать?
— Пока точная сумма, необходимая на реализацию программы, не определена. Кто-то из специалистов называет цифру 6 трлн руб. Но, на мой взгляд, вменяемая оценка — 3,5 трлн. Конечно, у Москвы таких денег нет. За счет средств столичного бюджета планируется направить 300–400 млрд руб. на создание маневренного фонда для расселения первых снесенных домов. А на последующих этапах предполагается использовать средства инвесторов-застройщиков, которые начнут заходить с проектами на освобожденные участки. А также деньги дольщиков, которые будут покупать у них квартиры. Плюс в фонд программы реновации пойдут те деньги, которые жильцы подлежащих ликвидации домов уже уплатили в счет будущего капитального ремонта.
Вообще, мы в процессе обсуждения закона будем рассматривать различные варианты финансирования. Возможно, вплоть до эмиссии целевых муниципальных ценных бумаг.
— В какие сроки планируется уложиться?
— Сроки на реализацию программы, которые сейчас называются, — 1581 день. Однако, считаю, их следует пересмотреть. Реально говорить о периоде 10–12 лет: согласно существующей практике только на процедуры оформления документов и согласование спорных вопросов с расселяемыми из сносимых домов гражданами уходит около трех с половиной — четырех лет. Эти сроки мы, конечно, будем сокращать — и на уровне законодательства, и на уровне практических действий исполнительной власти (за счет снижения административных барьеров, перевода документации в электронный оборот, сокращения сроков на получение согласия граждан на переселение и пр.). В частности, в Татарстане, от которого я избирался в Госдуму, мы уже пытались инициировать решение о сокращении срока, который отводится жильцам аварийных домов на то, чтобы дать согласие на переселение. Но федеральное правительство тогда не пропустило соответствующую поправку. Сейчас срок составляет девять месяцев.
Московские власти сегодня настроены более решительно. Но все равно четырех с небольшим лет на реализацию программы, как планируется сейчас, думаю, будет мало.
— Для решительных действий нужны изменения в правовой базе. Они предусмотрены?
— Да, конечно. Проект закона, который мы в данном случае обсуждаем, предполагает поправки в закон «О статусе столицы Российской Федерации» и ряд других норм. Так, для столицы планируется сделать изъятия в ФЗ-214 о долевом строительстве. Они будут, в частности, касаться Фонда содействия реновации, который будет наделен функциями и заказчика, и застройщика. Для девелоперов, участвующих в программе, будут сделаны послабления по соблюдению некоторых нормативно-технических регламентов, например норм инсоляции. При этом по проектам будет предусмотрена субсидиарная ответственность Москвы.
Будут серьезные изменения в отношении статуса апартаментов. Мы сегодня на уровне вице-премьера Игоря Шувалова и Минстроя РФ всерьез обсуждаем вопрос введения апартаментов в жилищное правовое поле. Это вопрос завтрашнего дня. Впрочем, он будет касаться не только Москвы.
— Расскажите о рыночной составляющей. У нас сейчас в Москве миллионы непроданных квадратных метров. А тут такие новые масштабы…
— Это вопрос инвестора, который будет заходить в проект. Он будет рассчитывать свои вложения, сопоставлять с прибылью, которую может получить, оценивать спрос и каналы сбыта. Поэтому вряд ли проекты будут запускаться, без того чтобы на жилье в той или иной локации не было потенциального спроса. В глобальном плане чем больше будет жилья, тем оно будет дешевле. Рынок рано или поздно переварит все объемы. Тем более что программа долгосрочная.
— Вы говорите о подходящих локациях. То есть может случиться так, что во главу угла будет ставиться интерес инвесторов к тем или иным площадкам? И там будут искать «устаревшие» дома?
— Я надеюсь, что такой подход будет исключен. Программой в московском правительстве занимаются умные и интеллигентные люди, которые будут учитывать все факторы. Но нужно быть честным: если начать программу с Капотни, да простят меня ее жители, то мы столкнемся с проблемой при привлечении инвесторов. В любом проекте для старта нужны благоприятные условия.
— Куда будут переселять москвичей из сносимых домов? В прессе появляется информация о том, что есть предложения о лишении людей права на отказ от предоставленного городом варианта. Причем в качестве этого варианта называется даже вторичное жилье.
— Этот вариант не укладывается в логику самой идеи повышения качества жизни горожан. Менять вторичное жилье на вторичное — не цель программы. Если только речь не идет о выкупе готовых квартир в новом доме, которые формально ушли на вторичный рынок. Вы сами сказали о домах с непроданными квартирами. Есть смысл в том, чтобы город их выкупил и переселил туда людей.
Что касается географии переселения, в большинстве округов люди из сносимых домов будут переезжать в новое жилье в границах своих районов. В ЦАО, Зеленограде и ТиНАО переселение будет осуществляться в пределах округа. Но этот вопрос мы еще будем обсуждать. Как, впрочем, и многие другие вещи. Сейчас идут активные дискуссии. Документ выставлен на обсуждение в медиапространстве — мы, слава богу, живем в условиях многополярных мнений. Но принципиально идеи, которые лежат в основе законопроекта о реновации устаревшего жилого фонда Москвы, прогрессивный человек не поддержать не может.