Инструменты , Весь мир ,  
0 

Цифровой мотор для экономики

Фото:  DPA/TACC
Фото: DPA/TACC
Быстрее запускать проекты, оптимизировать производство и настраивать его под потребителя. Новые инструменты, от Big Data до интернета вещей, становятся главными драйверами развития бизнеса даже не в сфере IT.

Цель внедрения цифровых решений — в приобретении конкурентных преимуществ за счет оптимизации затрат, а также получении новых инструментов для развития. «Цифровые технологии могут стать решением для многих проблем российского бизнеса, связанных с обширной географией, низким качеством транспортной инфраструктуры или нехваткой квалифицированной рабочей силы», — считает Денис Савкин, руководитель Центра экспертизы по решениям и технологиям компании SAP СНГ.

Определение «цифровой» применительно к бизнесу, отрасли или экономике означает сегодня в первую очередь умение работать с большими объемами данных. Аналитические инструменты позволяют профилировать клиентов и формировать индивидуальные предложения, влиять на ценообразование, планирование закупок, логистику и производство. Предиктивный анализ повышает точность прогнозирования и качество управленческих решений.

«Продвинутая аналитика, большие данные являются основой для цифровой трансформации, — считает Арсений Тарасов, директор направления цифровой трансформации Microsoft. — Технологии машинного обучения дают возможность выявить неизвестные ранее закономерности, получить новые знания о всех аспектах бизнеса и прогнозировать тенденции его развития».

По данным исследовательской компании IDC, мировой объем рынка технологий и услуг в сфере больших данных будет ежегодно расти примерно на 26,4% (в шесть раз быстрее всего IT-рынка). Не менее активно развивается и сегмент искусственного интеллекта, также способствующий цифровой трансформации; он заработает до $47 млрд к 2020 году. Технологии искусственного интеллекта снимут часть рутинной работы с сотрудников, расширяя творческую составляющую их деятельности.

«Благодаря постоянной обратной связи как с потребителем, так и непосредственно с самим продуктом можно будет сочетать массовое производство с индивидуальностью. Клиенты будут больше вовлечены в процесс создания товаров и услуг и смогут влиять на их характеристики, — рассказывает Арсений Тарасов. — Конечная цель таких изменений — новый уровень оказания услуг и продажи персонифицированных товаров для потребителей». Например, итальянская компания ELSE Corp создала концепцию 3D-бутика, где покупатель может просканировать свое тело и затем при помощи искусственного интеллекта выбрать подходящую обувь или одежду, а также материалы и декор. Затем технология создает 3D-модель будущего продукта, после чего его производят.

«Технологии искусственного интеллекта или machine learning помогают стартапам или компаниям не из IT-сферы создавать собственные конкурентоспособные технологии и увеличивать эффективность работы, — отмечает Денис Савкин. — Многие корпорации научились накапливать данные о внутренних операциях, о производстве и пр. Сейчас они хотят понять, как превратить Big Data в свое преимущество, какие платформы для хранения и обработки данных использовать».

Технологии Big Data активно проникают в области, которые ранее с ними не ассоциировались. Помимо уже реализуемых проектов в банках, телекоме, ретейле появляются инициативы в производстве, где до недавнего момента не так много внимания уделялось работе с большими данными. Катализатором становится индустриальный интернет вещей (IoT): датчики и различное оборудование на производствах генерируют огромные объемы информации, которая полезна для повышения эффективности предприятий. Например, используя интернет вещей и сервисы машинного обучения облака Microsoft Azure, производитель авиационных двигателей Rolls-Royce помогает крупнейшим авиаперевозчикам мира экономить миллионы долларов на топливе и техническом обслуживании, а также значительно уменьшить количество простоев в работе.

В России Big Data начинают играть одну из ключевых ролей в работе компаний, входящих в структуру государственной корпорации «Ростех». Их применение необходимо как при реализации IT-проектов Национального центра информатизации (ЕГИСЗ, «Электронное образование», «Электронное казначейство» и т.д), так и для повышения производительности промышленных предприятий. В целом цифровизация промышленности постепенно увеличивает скорость реализации проекта, сокращая сроки от разработки идеи до выпуска конечного продукта, а также делает фокус на максимальной кастомизации под запросы конкретного заказчика, отмечают в «Ростехе».

Интернет промышленных вещей

Рынок умных подключенных устройств быстро растет — не только в b2c, но и в b2b-сегменте. По прогнозам IDC, до 2020 года в России он будет увеличиваться в среднем на 21% и достигнет $9 млрд. Технологии интернета вещей (IoT) востребованы в разных сферах — от управления запасами и контроля цепочек поставок до обработки платежей.

«Интернет вещей позволяет радикально повысить эффективность бизнес-процессов и создать новые бизнес-модели», — комментирует Арсений Тарасов. Например, корпорация GE построила в облаке Microsoft Azure платформу Predix для промышленного интернета, которая позволяет оказывать услуги интеллектуального управления оборудованием. Это стало новым направлением бизнеса для GE. Решение на базе платформы для динамического управления процессом создания, распределения и продажи электроэнергии позволяет корректировать ее производство в зависимости от спроса и помогает снижать энергорасходы заказчиков на 10–20%.

В SAP подтверждают интерес клиентов из разных индустрий к внедрению интернета вещей. Эти технологии уже используют BMW и Volkswagen в автомобильной промышленности, BASF в химической, United Launch Alliance в космической отрасли, Siemens в области машиностроения и др. Компания Trenitalia, используя датчики и сервисы предиктивной аналитики SAP для прогнозирования ремонтов подвижного состава, планирует сократить расходы на техобслуживание на 8–10%. А в России SAP совместно с крупнейшими металлургическими компаниями разрабатывает модель предсказания качества продукта, чтобы на основании информации о предыдущем опыте давать рекомендации по ходу техпроцесса. Благодаря этому заказчик сможет на 25% снизить стоимость затрат на контроль качества и существенно сэкономить на использовании затратных легирующих добавок (ферросплавов) без потери качества выходной продукции.

Комплексный мониторинг эксплуатации оборудования создает новый канал коммуникации заказчика с производителем — здесь возможна упреждающая диагностика и ремонт, дистанционные обновления ПО и продажа дополнительных продуктов и услуг. «Основными сферами применения IoT-сервисов являются производства, характеризующиеся потребностью в повышении качества продукции и снижении эксплуатационных затрат, в оперативной диагностике неисправностей оборудования и необходимости интеграции оборудования различных производителей в единый комплекс, — считает Константин Болтрукевич, директор по работе с промышленными предприятиями компании «Техносерв». — Таким условиям отвечают дискретное производство, химическая, лесная, нефтегазовая и горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, металлургия. IoT-сервисы позволяют перейти к мониторингу и управлению производственными процессами в реальном времени».

Созданная в рамках «Ростеха» экосистема промышленного интернета позволяет собрать в единую структуру подключенные промышленные объекты, чтобы оперативно получать и обрабатывать большие объемы данных, а также в удаленном режиме контролировать и автоматизировать процессы, максимально защищать объекты, находящиеся внутри сети. Реализация этой инициативы позволит кратно повысить эффективность процессов, в том числе за счет оптимизации — непосредственно на производстве, между предприятиями, а также на уровне регулирующих органов.

Усилитель реальности

С технологиями виртуальной реальности (VR), с одной стороны, связывается все больше ожиданий; с другой стороны, практики их применения для нужд бизнеса до сих пор мало. Работа с трехмерной информацией, как ожидается, будет востребована в ретейле, банках, страховании, строительстве, медицине, образовании и другим отраслях.

«Технология виртуальной реальности активно используется в архитектуре, недвижимости, маркетинге, рекламе, дизайне, — отмечает Оксана Веселова, директор по маркетингу и PR компании Fibrum. — Одним из популярных направлений является медицина — здесь это онлайн-трансляции операций в формате «360 градусов», использование технологий для уменьшения стресса и болевых ощущений во время проведения процедур (например, перевязки тяжелых ожоговых больных), лечение фобий и психических расстройств. Команда факультета психологии Оксфордского университета использовала виртуальную реальность как средство терапии при параноидных расстройствах. Примененная тактика избавила от симптомов паранойи более половины пациентов. Ряд российских клиник активно изучает существующую практику, и возможно, что вскоре мы увидим совершенно новые форматы привычного лечения».

VR планирует использовать Минобороны РФ. Так, в программе обучения в Воздушно-десантных войсках в 2017 году появится элемент подготовки, который предусматривает прыжки с парашютом в виртуальной реальности. Со своей стороны Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК) использует решение VR как средство визуализации для коллективной работы. Например, комплекс учебно-тренажерных средств для мотострелковых подразделений позволяет в виртуальном режиме отрабатывать связь и огневое взаимодействие экипажей БТР и пехотинцев в условиях реального боя. Используются трехмерная модель местности, очки виртуальной реальности, имитаторы средств связи, коммутационных устройств и боевого оружия. Эта система является логическим продолжением тренажеров для специалистов связи, которые Ростех массово поставляет для военных учебных заведений и центров подготовки по всей России. Тренажерный комплекс позволяет моделировать ситуацию на реальных участках местности, чтобы виртуально отрабатывать сценарий действий в ходе подготовки к выполнению реальной боевой задачи. Боевая обстановка отображается на экранах и в очках виртуальной реальности.

Облачная поддержка

Использование ключевых технологий, которые наиболее на слуху в связи с цифровизацией, все чаще подразумевает облачную модель их доставки. Облачные сервисы позволяют бизнесу снижать издержки и обеспечивают большой запас масштабируемости, снимая технологические ограничения для роста.

«Два года назад это был самый обсуждаемый тренд, сегодня в российском ЦОД находится около 200 клиентов, которые выбрали облачные решения SAP», — говорит Денис Савкин. Облака помимо прочего дают бизнесу гибкость, которая уже критично необходима для разработки и выведения на рынок новых продуктов.

Инновации Вкалывать будут роботы
Содержание
Закрыть