Россия традиционно выступает на мировом рынке как один из крупнейших поставщиков углеводородов — доля топливно-энергетического комплекса в структуре российского экспорта составляет 58,1%. В 2016 году страна заняла первое место в мире по экспорту газа, второе — по нефти и третье — по углю. На долю ископаемого топлива приходится 22,6% ВВП страны, 36% федерального бюджета формируется за счет нефтегазовых доходов. Развитие «энергетики будущего», основанной на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) и безуглеродных моделях экономики, выглядит вызовом для страны, богатой природными ресурсами, признает генеральный комиссар российской секции ЭКСПО-2017, заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов. Решением проблемы должен стать поиск глобального энергетического баланса между традиционными источниками энергии и стремительно развивающимся в мире сектором «зеленой» энергетики — и именно эта тема станет основой российской деловой программы в Астане, поясняет Каламанов.
Трубный бизнес
Область традиционной энергетики на выставке представляет «Транснефть» — крупнейшая в мире трубопроводная компания, занимающаяся транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в России и за ее пределами и имеющая давние связи с казахстанскими партнерами. На сегодняшний день трубопроводы остаются самым экономичным способом транспортировки больших объемов нефти по суше. Кстати, сама история нефтепроводов связана с именами двух выдающихся русских людей: идею перекачки нефти по трубам еще в 1863 году высказал химик Дмитрий Менделеев, а воплотил проект инженер Владимир Шухов — создатель телебашни, носящей его имя. Сегодня «Транснефть» совместно с «Казмунайгазом» входит в Каспийский трубопроводный консорциум: эта система нефтепроводов протяженностью свыше 1,5 тыс. км связывает нефтяные месторождения Западного Казахстана с российским портом в Новороссийске, откуда нефть отправляется на международные рынки танкерами. Компания также является членом Международной ассоциации транспортировщиков нефти вместе с казахстанскими коллегами — компанией «Казтрансойл».
Навстречу «зеленой» энергетике
Впрочем, рано или поздно эра углеводородов придет к закату. Приближает его как развитие технологий, так и политика по сокращению выбросов парниковых газов на уровне отдельных стран и международных объединений. (Даже выход США из Парижского соглашения по климату едва ли сможет изменить эту тенденцию.) В первую очередь это коснется угля, на долю которого на сегодняшний день приходится 41% в мировом энергетическом балансе. В 2016 году о полном отказе от угля объявили три страны G7. Китай и Индия заморозили строительство более ста угольных электростанций, а темпы запуска угольных проектов в мире в целом упали на 62%. Развитие электромобилей может привести к сокращению рынка нефти и нефтепродуктов, которые потеряют свое исключительное положение как главного вида топлива. Согласно прогнозу аналитиков МВФ, к 2040 году это может привести к падению цены нефти до $15 за баррель. На этом фоне нефтяные державы задумываются о диверсификации своей экономики. Так, Саудовская Аравия планирует вложить в возобновляемую энергию $30–50 млрд. Дольше других углеводородов свое значение в энергетике сохранит природный газ — газовые ТЭС чище и экономичнее угольных, сейчас на них приходится 22% мирового энергетического баланса, и эта доля будет расти.
Однако самым быстрорастущим сектором в последние пару лет стали ВИЭ. В конце 2016-го Международное энергетическое агентство скорректировало свой пятилетний прогноз развития ВИЭ, заложив дополнительный рост сектора до 28% к 2021 году. По оценкам агентства, затраты на солнечную генерацию снизятся на 25%, а на наземную ветряную — на 15%. «Технологии, которые раньше назывались альтернативными, — это уже не альтернативная, не нишевая, а основная, базовая энергетика», — говорит председатель экспертного совета по подготовке участия России в ЭКСПО-2017 Владимир Сидорович.
А что же Россия?
«Наличие богатых природных ресурсов не означает, что мы не думаем о будущем», — говорит Георгий Каламанов. Согласно целевым показателям к 2024 году в России должно быть построено чуть более 5,5 ГВт мощностей возобновляемой энергетики — солнечной, ветровой и малых гидростанций, что, по мнению Владимира Сидоровича, является крайне скромной целью. В то же время Россия обладает огромным потенциалом для развития ВИЭ: согласно оценке исследователей из НИУ ВШЭ, замена объектов генерации, работающих на ископаемом топливе, на солнечные и ветровые станции позволит при сценарии-максимум ежегодно экономить около 40 млрд т условного топлива и сократить выбросы парниковых газов на 80 млрд т. «Сегодня для России важно своевременно формировать новые технологические компетенции, чтобы обеспечить переход отраслей отечественного ТЭК в «энергетику будущего», — заявил в ходе ПМЭФ-2017 первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер.
К солнцу и ветру через атом
Одним из направлений «зеленой» энергетики в России считают атомную генерацию, которая сейчас занимает 11% в мировом энергетическом балансе. Развитие АЭС позволит радикально сократить объем выбросов СО₂ и гарантировать энергобезопасность развивающихся стран, обеспечив стабильную генерацию электроэнергии, тогда как ВИЭ крайне зависимы от погодных условий. «Альтернативного пути развития в мире и России, кроме как развивать и наращивать атомную энергетику, не существует», — говорит генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев. Компания — спонсор ЭКСПО-2017 — является мировым лидером по количеству одновременно сооружаемых энергоблоков АЭС (восемь в России и 34 за рубежом), а в 2040–2045 годах надеется утроить установленную мощность АЭС. Компания имеет давние партнерские связи с Казахстаном — здесь находятся совместные предприятия по добыче урана.
Атомная энергетика развивается; в стадии строительства, по данным МАГАТЭ, в мире находятся 60 энергоблоков АЭС, при том что работают 449 блоков на АЭС в 30 странах мира. В то же время после аварии на АЭС «Фукусима» ряд стран решил отказаться от строительства новых атомных объектов. Например, на Тайване все объекты атомной энергетики, сейчас вырабатывающие 16% от общего объема электроэнергии, должны прекратить работу к 2025 году. В мае за отказ от атома проголосовали на референдуме жители Швейцарии, а ранее по тому же пути пошла Германия. В США доля атомной энергетики к 2050 году сократится с нынешних 20 до 11%. Обещал снижение доли атомной генерации и новый президент Франции Эмманюэль Макрон (сейчас страна на 85% зависит от атомной энергии). В то же время бурное развитие мирного атома ожидается в Китае — к 2026 году КНР планирует стать крупнейшей атомной энергетикой в мире, нарастив установленную мощность почти до 100 ГВт — это втрое больше, чем есть у страны сейчас.
Следуя в русле развития «зеленых» видов энергогенерации, «Росатом» помимо активного строительства АЭС развивает такие направления, как малая гидроэнергетика и ветровая генерация. Кроме того, компания развивает «новые бизнесы», в числе которых — ядерная медицина, строительство центров ядерной науки и технологий, оборудование для газонефтехимии и тепловой энергетики, композитные материалы и др. Согласно стратегии компании, выручка от новых сфер бизнеса к 2030 году должна составлять не менее 30% от общей выручки. Одна из разработок компании — мини-ГЭС мощностью 0,5–2 МВт, управляемые дистанционно с помощью сотовой связи. Станции, предназначенные для обслуживания удаленных населенных пунктов, могут начать работу уже в течение месяца после доставки контейнера с турбиной. Еще одно направление — строительство ветропарков на территории России: в 2018–2020 годах госкорпорация планирует построить не менее 610 МВт ветроэлектростанций, а также займется локализацией производства соответствующего оборудования. «Энергобаланс будущего формируется на основе низкоуглеродных источников, таких как атомная энергия и ВИЭ. Решение диверсифицировать портфель предложений в низкоуглеродной энергетике является логическим продолжением развития бизнеса «Росатома», — заявил первый заместитель гендиректора госкорпорации Кирилл Комаров.
Еще один крупный российский проект в области ветроэнергетики реализует «Роснано» в сотрудничестве с финской компанией Fortum, а совместное предприятие «Роснано» и «Реновы» — группа компаний «Хевел» ввела в эксплуатацию 100 МВт мощностей солнечных электростанций и строит еще столько же. На ЭКСПО-2017 в Астане компания представляет солнечные модули собственного производства.
Батарея на крыше
Тем временем в стране развиваются распределенная генерация и микрогенерация. Правительство разрабатывает план стимулирования «зеленой» микрогенерации потребителями, в том числе населением. Речь может идти об установке во дворах или на крышах частных жилых домов солнечных панелей и ветряков мощностью до 15 кВт. Излишки энергии могут сбрасываться в общую сеть, а энергосбытовые компании будут обязаны выкупить их по цене оптового энергорынка. Доходы населения не будут облагаться налогами, но собственникам необходимо будет самим установить двусторонние счетчики. В то же время развитие микрогенерации потребует обновления инфраструктуры существующих энергосетей, которые строились без учета возможности двусторонних перетоков, и внедрения технологий интеллектуального управления сетями (smart grid). Особо востребованной микрогенерация может оказаться в удаленных населенных пунктах, в том числе на Крайнем Севере, — подобные проекты разрабатываются российским Центром по эффективному использованию энергии.
Лидером в развитии малой распределенной генерации в 2014 году была признана Челябинская область — она выступит в качестве партнера седьмой тематической недели на ЭКСПО. Силами Ассоциации малой энергетики Урала в регионе введена упрощенная процедура техприсоединения распределенных объектов к региональным электрическим сетям и газовой инфраструктуре, ведется работа по консолидации передовых международных технологий в энергетической сфере. Создание собственных мощностей привлекает бизнес быстрой окупаемостью и снижением стоимости за один киловатт. По прогнозам ассоциации, к 2019 году мощности распределенной энергетики в Челябинской области должны вырасти на треть — до 900 МВт.
«Умные» сети и энергетические кольца
Развитие ВИЭ с их нестабильной генерацией и выход на рынок малых игроков требуют пересмотра и модернизации существующей инфраструктуры энергосетей и системы энергоменеджмента. Развитие технологий интернета вещей и «умных» городов позволит разумнее использовать и перераспределять электроэнергию, снижая и компенсируя пиковые нагрузки. По словам Алексея Текслера, приоритетом в электроэнергетике должны стать технологии «умных» сетей, системы автоматизированной защиты и управления электроподстанциями, что предусмотрено проектом «Интеллектуальная энергетическая система России» и «дорожной картой» EnergyNet Национальной технологической инициативы. Пилотный проект в рамках EnergyNet реализуется в Калининградской области — комплексная автоматизация сетей должна уменьшить сетевые потери до 50% и обеспечить снижение затрат на их эксплуатацию. Впоследствии этот опыт планируется применить в Севастополе. Архитектура EnergyNet предусматривает создание надежных сетей, адаптивных к новым участникам рынка, развитие распределенной генерации и накопителей, а также новых видов энергетических сервисов для потребителей.
Одним из ключевых участников EnergyNet является компания «Россети», также представляющая Россию на выставке в Астане. Сейчас компания занята разработкой концепции интеллектуальной энергетической системы на основе активно-адаптивной сети, которая, в частности, позволит углубить интеграцию энергетической системы России с глобальными энергетическими системами и зарубежными рынками. Учитывая излишки мощности, образующиеся на российском энергетическом рынке, перспективным направлением является расширение трансграничной торговли и объединение национальных энергосистем. При этом уникальное географическое положение России дает ей возможность стать своеобразным «энергетическим мостом» между Европой и Азией. Один из амбициозных проектов предусматривает объединение энергосистем России, Японии, Китая, Монголии и Южной Кореи в Азиатское энергетическое суперкольцо.