Рыночный расклад ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Удобрение на международном уровне

Фото: Павел Лисицын/РИА Новости
Фото: Павел Лисицын/РИА Новости
Отечественные производители удобрений столкнулись с ростом спроса на свою продукцию на внутреннем рынке и сложной конъюнктурой на внешнем. Всемирная выставка — неплохой шанс для них заявить о своих преимуществах.

Стимулы для участия

ЭКСПО-2017 — это перспективная площадка для представления ведущих российских производителей минеральных удобрений. «Компании «Уралхим» и «Уралкалий» представляют свои проекты в области производства удобрений, развития сельского хозяйства и импортозамещения, выставка такого масштаба впервые состоится на территории Центральной Азии», — объясняет доцент кафедры торговой политики РЭА им. Г.В. Плеханова Михаил Перельман. Хотя в 2015–2016 годах цены на аммиак, карбамид, хлористый калий, аммиачную селитру на мировом рынке снижались, продукция компаний «Уралхим» и «Уралкалий» востребована на глобальном рынке, а мощности заводов загружены на 100%.

По словам генерального комиссара российской секции Георгия Каламанова, к участию в ЭКСПО-2017 были приглашены порядка 200 российских участников. Прямо на входе посетитель попадает в «Портал энергии», а знакомство с основной экспозицией начинается с вводной инсталляции «Энергия Арктики». Производители удобрений выступают одними из спонсоров стенда нашей страны. Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко отмечает, что участие «Уралкалия» в выставке в значительной степени обусловлено имиджевыми причинами и такая «демонстрация флага» очень важна в условиях высокой международной конкуренции. «Российский павильон будут представлять лидеры рынка в своих отраслях — «Россети», «Росатом», «Норникель» и др. Секцию химической промышленности будут заполнять представители крупнейших в России производителей удобрений. По-другому нельзя, за крупные заказы борются и поставщики из других стран — Германии, Израиля. Будут ли анонсированы контракты — такой информации нет», — говорит Ващенко. Вопрос расширения продаж, в том числе за счет поиска новых потребителей, всегда актуален для производителя, а выставка выступает в качестве удобной медиаплощадки, для того чтобы объявить об успехах.

За минувший год внутренний спрос на удобрения в России вырос на 15%. В значительной степени это результат политики импортозамещения, давшей толчок к развитию отечественного аграрного сектора: сельхозпроизводители взяли курс на получение более высоких урожаев. В 2016 году группа «Уралхим» увеличила объем производства основных видов товарной продукции на 3%, до 6,063 млн т, сохранив лидирующие позиции среди российских производителей аммиачной селитры и ее производных. «Также в прошлом году «Уралхим» стал первопроходцем в производстве гранулированных аминов. Наглядный пример импортозамещения», — говорит Михаил Перельман.

Острая конкуренция

По словам Георгия Ващенко, наблюдается снижение цен и объемов закупок удобрений сельхозпроизводителями из стран Юго-Восточной Азии. Работу с ними российские производители удобрений ведут постоянно, а не только в дни выставки. «Также вызывает опасения ситуация в Бразилии, где политический кризис раскачивает экономику. На страны Юго-Восточной Азии и Бразилию сегодня приходится свыше 64% экспорта удобрений из России. Общий экспорт превышает 10 млн т в год — это ответ на вопрос, востребована ли продукция», — говорит эксперт. Более того, по его словам, цены внутреннего рынка на удобрения с марта прошлого года идут вниз, так как ощущается давление поставщиков из Белоруссии. Участвуя в выставке на фоне сложной конъюнктуры, компании демонстрируют, что, несмотря на внешние вызовы, они сохраняют устойчивое положение и готовы быть надежными международными партнерами.

«Вне зависимости от текущей ситуации на рынке, востребованность продукции этих компаний даже обсуждать странно. Современное сельское хозяйство немыслимо без применения удобрений, а обе компании входят в число российских и мировых лидеров в своих сегментах», — согласен эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. «Уралкалий» выпускает около 20% мирового объема калийных удобрений, а 80% всей продукции идет на экспорт. География продаж компании насчитывает более 60 стран мира. Основные рынки сбыта — Китай, Юго-Восточная Азия, Бразилия, Индия, Россия, США и страны Европы.

В свою очередь, «Уралхим», по словам Калачева, — одна из крупнейших компаний на рынке азотных и фосфорных удобрений в Российской Федерации и СНГ. Компания занимает второе место в мире и первое в России по производству аммиачной селитры. Значительные объемы продукции предприятий, принадлежащих «Уралхиму», также идут на экспорт. «Для удержания и расширения своих позиций на высококонкурентных рынках минеральных и химических удобрений компании используют все возможности по продвижению продукции. Участие в международных выставках по определению должно входить в арсенал маркетинговых инструментов производителей, претендующих на лидерство», — говорит Алексей Калачев. По его словам, поскольку ЭКСПО-2017 проводится на территории Казахстана, неудивительно, что среди спонсоров и партнеров российского участия в выставке широко представлены субъекты Федерации и ведущие предприятия именно уральского региона, в число которых входят «Уралхим» и «Уралкалий».

Решения Жара и айсберг,
Скачать Содержание
Закрыть