Решения , Весь мир ,  
0 

Жара и айсберг,

Фото: Вера Костамо/РИА Новости
Фото: Вера Костамо/РИА Новости
Строительство ледоколов, оживление Северного морского пути, добыча на шельфе — планы освоения Арктики, о которых заявляет Россия, требуют огромных инвестиций и внимания к сохранению уникальной экосистемы.

Зайдя в российский павильон, посетитель будто попадает на Крайний Север. Стены выполнены в форме срезов ледяных торосов. Этот «Портал энергии» лишь часть общей инсталляции «Энергия Арктики». Дальше — самое впечатляющее, мультимедийный аттракцион «Полярная полусфера»: настоящий четырехметровый айсберг в окружении «океана» внутри огромного стеклянного купола.

В павильоне заметно прохладнее, чем на экспозициях других стран, что, по задумке устроителей российского павильона, станет дополнительным стимулом его посетить — учитывая летнюю жару в Астане. Внутри же полусферы рядом с айсбергом — настоящий арктический мороз. Важность сохранения уникальной природы и восстановления популяций редких животных подчеркнута красочными видеоинсталляциями: «Природный мир Арктики», «Подводный мир Арктики. Шельф», «Арктическая флора и фауна. Льды».

Арктическая держава

Тема Арктики — не только ход для привлечения внимания к экспозиции, но и круг задач, реально стоящих перед нашей страной. На Россию приходится две трети арктического периметра, более половины из 4 млн жителей арктических земель — граждане РФ.

При этом Арктика — источник ресурсов в глобальном масштабе. «Газпром нефть» уже сегодня успешно добывает нефть на Приразломном месторождении в Печорском море (платформа «Приразломная»). Как заявил заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти» Андрей Патрушев на Международном арктическом форуме в марте 2017 года, компания планирует инвестировать в нефтедобычу на этом месторождении примерно $15 млрд, а также вложить около 1 млрд руб. в сейсмическую разведку на Долгинском нефтяном месторождении в Печорском море. Другие крупные российские проекты добычи на арктическом шельфе в связи с падением цен на нефть пока отодвинуты, но очевидно, что по мере истощения других запасов к ним вернутся. По приблизительным оценкам, ресурсы углеводородов на всем арктическом шельфе составляют 12 млрд т нефти и 0,5 трлн куб. м газа.

Однако Арктика — это не только углеводороды. Например, на Чукотке открыто крупнейшее в мире месторождение меди.

Важнейшая социальная задача на Крайнем Севере — сохранить население. Речь не только о коренных малочисленных народах, но и о приезжих специалистах. И здесь, конечно, многое зависит от занятости людей. Но о каких бы проектах освоения Севера ни шла речь, ни один из них нежизнеспособен без развития транспорта. «Если руководствоваться даже скромными прогнозами в связи с развитием шельфа и в целом инфраструктуры, мы к 2022 году можем подойти к загрузке Севморпути в объеме до 40 млн т грузов. Это фактически в десять раз больше, чем было в 2014 году», — заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин 29 марта 2017 года на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

Освоение Севера — это и колоссальные энергозатраты. Арктика — полигон для испытания и развития всех современных энергосберегающих технологий и видов альтернативной энергетики. Но на одних ветряных генераторах освоение построить нельзя — нужны мощности иного уровня. Например, «Росатом» сейчас реализует на Чукотке проект по введению в эксплуатацию первой в мире плавучей АЭС: четыре энергоблока, установленных на барже.

С 2015 года в России действует федеральная программа социально-экономического развития Арктики до 2025 года с бюджетом 209,7 млрд руб. Из них 13 млрд руб. должны быть потрачены до конца 2017 года на создание «опорных зон», усиление позиции России в международных арктических организациях и формирование механизмов улучшения жизни местного населения. На втором этапе в 2018–2020 годах планируется создать мощности для производства ледоколов, модернизации гидрометеорологической сети наблюдений. На это будет потрачено 114 млрд руб. Заключительный этап в 2021–2025 годах предполагает строительство и эксплуатацию ледокола-лидера мощностью 120 МВт, а также мероприятия по решению проблемы затопленных радиационно опасных объектов и отходов в Арктике. Этот этап программы потребует 82,8 млрд руб.

Научный подход

Арктика, как и Антарктида, генератор климата на планете: любые экологические коллапсы на полюсе приведут к непредсказуемым последствиям. В связи с глобальным потеплением наблюдается уход на Север границ вечной мерзлоты. Поэтому концепция любых активностей в Арктике подразумевает скрупулезную оценку возможного воздействия. Последствия же прошлых периодов освоения сегодня пытаются максимально нивелировать.

Например, сейчас шесть арктических островов признаны территорией экологического бедствия. Это Земля Александры, острова Гукера, Хейса, Рудольфа, Гофмана и Греэм-Белл. Когда-то там базировались военные, располагались полярные станции. От них остались горы мусора — в основном ржавые бочки из-под ГСМ. Сейчас там реализуется совместный проект Минобороны и Минприроды по вывозу мусора и рекультивации грунта. За пять лет вывезено более 40 тыс. отходов: металлолом, бочки, бытовой и производственный мусор, остатки строений и техники. Рекультивировано 270 га — по площади это примерно 380 футбольных полей. Летом 2017 года планируется вывезти еще не менее 8 тыс. т, и работы будут вестись до полной очистки.

На российской территории Арктики образовано целых шесть природоохранных парков от Финляндии до Аляски: национальный парк «Русская Арктика», национальный парк «Берингия», Большой Арктический заповедник, заповедник «Гыданский», Лапландский заповедник, заповедник «Остров Врангеля». Вопреки представлениям Север — это не только белые медведи, олени, моржи, киты, но и сотни других редких видов фауны.

Ведутся работы по возвращению дрейфующих научных полярных станций. В советское время на трассе Северного морского пути было 67 таких станций, а сейчас осталось всего 16.

Важное направление популяризации и развития Арктики — туризм. Если раньше Русский Север привлекал в основном любознательных иностранцев, то сегодня туры в Заполярье популярны у россиян. Например, «Росатомфлот» за год зарабатывает на круизах на Шпицберген порядка 1 млрд руб.

Старший преподаватель факультета международных отношений CПбГУ Дмитрий Тулупов в Российском совете по международным делам занимается анализом стратегий различных государств в Арктике. По его словам, в стратегии развития арктической зоны РФ главное — это освоение Северного морского пути.

«Что касается добычи на арктическом шельфе, то это долгосрочная перспектива. Реальное освоение шельфа я бы отнес на перспективу после 2030 года. А ближайшая задача — проведение сейсморазведки во всех районах российской Арктики для четкого понимания, какими извлекаемыми запасами мы там располагаем», — говорит эксперт. Недооцененными остаются и морские биоресурсы в регионе. Если развивать все эти сферы одновременно и взаимосвязанно, то они смогут дать мультипликативный эффект. «Чтобы бизнес пришел работать в Арктику, государству необходимо обеспечить там базовую инфраструктуру», — резюмирует Дмитрий Тулупов.

Скачать Содержание
Закрыть