На правах эксперимента
«Концепция «умного» города предполагает интеграцию информационных и коммуникационных технологий, а также интернета вещей для управления городским имуществом», — говорит доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Плеханова Максим Соколов. Лучшие практики внедрения концепции сформировались в Южной Корее, Швеции, Канаде, на Тайване и в Японии.
В России также создаются экспериментальные площадки для испытания городских технологий. «Сегодня в Сколково работает объединенный центр управления городом, в том числе виртуальный сервис-провайдер, интеллектуальная электросеть, энергоэффективные технологии водо- и теплоснабжения, содержания ЖКХ», — говорит Максим Соколов. Казань может похвастаться онлайн-мониторингом ресурсов, использованием ливневой воды и единой системой управления ЖКХ, координацией и интеграцией транспортных потоков, а Ульяновск — внедрением лучших мировых практик в строительстве, энергосбережении и коммуникациях. «В целом в нашей стране основные направления «интеллектуализации» городского управления связаны с развитием электронного правительства, подразумевающим автоматизацию работы МФЦ, мобильные приложения для представителей органов власти, публикацию открытых данных, решения для межведомственного взаимодействия, порталы для работы с населением, системы управления ключевыми показателями, автоматизацию ЖКХ», — говорит Соколов. При этом, по его словам, российское программное обеспечение мало используется для развития «умных» городов, а внедрением занимаются такие гиганты, как IBM, Microsoft, Cisco и другие.
В частности, проект Cisco «Умный и безопасный город Казань» предусматривает развитие сети Wi-Fi и видеонаблюдения, контроль городской среды и экологической обстановки, интеллектуальную транспортную систему, центр обработки и управляемые светофоры. Предполагается, что в результате затраты в ЖКХ снизятся на 80%, расходы на уличное освещение — на 40%, а эффективность пользования общественным транспортом повысится на 50%. В свою очередь, компания «Россети» в Каспийске, Магасе и Гудермесе реализует пилотный проект по развитию «умной» энергетики. «На первом этапе проект предполагает модернизацию и строительство объектов энергоснабжения. В дальнейшем планируется создание территориального интеллектуального кластера «энергоэффективный город» и развитие технологий «умных» сетей в СКФО», — говорит Максим Соколов.
По словам управляющего партнера риелторской компании «Метриум Групп» Марии Литинецкой, наибольшими темпами развиваются инновации на общественном транспорте. Так, в Москве внедрена система автоматической аренды вело- и автотранспорта, распространяются «умные» остановки, которые связаны через систему ГЛОНАСС с курсирующим общественным транспортом и сообщают время прибытия маршрутов. «Одновременно широкое распространение получили электронные платежные системы на общественном транспорте. Помимо Москвы такие инновации уже внедрены в Екатеринбурге и Тюмени», — говорит Литинецкая. По ее словам, слабым местом пока остается внедрение систем «умного» домоуправления, они позволяют снизить расходы на «коммуналку» примерно на 40%, однако квадратный метр таких домов стоит на 20–30% дороже среднего значения по рынку.
От QR-кода до светофора
«По сути, все те нововведения, с которыми ежегодно сталкивается столица, являются технологиями «умных» городов. Это системы велопроката, каршеринга, приложения «Активный гражданин» и «Народный контроль», зарядные устройства для мобильной техники и электромобилей, приложения для отслеживания общественного транспорта и расчета времени в пути, Wi-Fi и pay pass в метро и многое другое», — уточняет директор по развитию международной девелоперской компании RD Management Александр Устинов. Однако, по его словам, чтобы сравниться по уровню технологичности с Нью-Йорком, Москве не хватает большей открытости данных и большей интегрированности жителей в процесс управления городским пространством. Так, по словам Александра Устинова, совместить интерактивную и классическую навигации поможет рост популярности QR-кодов. Мария Литинецкая приводит в пример Лондон, где «остановки оснащены QR-кодами, которые позволяют получить прямую ссылку на все маршруты, проходящие через данную остановку, а также отследить время прибытия транспорта и узнать об авариях или задержках».
Для начала нам необходимо интегрировать «умные» технологии в работу светофоров, чтобы время ожидания зависело от реальной дорожной ситуации на конкретном участке, говорит Александр Устинов. В свою очередь, по его словам, автоматические оповещения об авариях в режиме реального времени или об уровне воды на улицах также способны удешевить работу коммунальных служб. «С точки зрения энергоэффективности прежде всего изменения касаются освещения, а благодаря светодиодам удается сэкономить до 60% потребления электроэнергии», — говорит руководитель департамента проектов Est-a-Tet Владимир Богданюк.
В строительстве уже пытаются внедрить паспорта энергоэффективности зданий. Сейчас на любой строящийся объект необходимо получить документ, который доказывает, что здесь установлены счетчики воды и тепла, информация с которых поступает поставщикам, говорит руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Asset Management Group Александр Кириятских. Он обращает внимание также на редкие примеры применения солнечных панелей на пешеходных переходах. «В столице Урала была принята программа «Екатеринбург — энергоэффективный город», — рассказывает Мария Литинецкая. К этому проекту привлечены инвесторы из Германии, до 2020 года планируется направить на реализацию программы €3 млрд. В ее рамках проводятся энергоаудиты в муниципальных предприятиях, внедряется автоматизированная система управления жилищно-коммунальным хозяйством города, модернизируются узлы учета расхода энергии.
Отстающие столицы
«Концепция «умного» города может сместить приоритеты стратегического управления городским хозяйством в сторону информатизации на фоне игнорирования других важнейших аспектов», — предупреждает Максим Соколов. Россия, например, существенно отстает от развитых стран в утилизации мусора. «В вопросе утилизации отходов преуспели неожиданно не Москва и не Санкт-Петербург. На первом месте сейчас стоит Саранск, на втором — Мытищи, на третьем — Оренбург», — говорит глава пресс-службы «Гринпис России», координатор проекта «Ноль отходов» Виолетта Рябко. По ее словам, «Гринпис России» проанализировал открытые данные более 160 крупных городов с населением от 100 тыс. человек. Выяснилось, что из 73,7 млн человек доступ к инфраструктуре раздельного сбора имеют 6,8 млн (9,2%) горожан. Причем только в пяти городах РФ более половины жителей имеют доступ к раздельному сбору: Волжском, Мурманске, Мытищах, Оренбурге и Саранске, ставшем лидером рейтинга.