Суперсмарт и четвертая революция
Участие в форуме японских компаний поддерживается правительственными организациями этой страны, прежде всего Организацией содействия внешней торговли и Министерством экономики, торговли и промышленности, говорит декан факультета международных отношений Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Ирина Тимонина. По ее словам, японские компании представят широкий спектр оборудования и технологий, которые могут быть востребованы для промышленного развития России. Приоритетом научно-технологического развития Японии является реализация концепции суперсмарт-общества, опирающегося на технологии интернета вещей, big data и искусственного интеллекта, а в Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии была создана специальная исследовательская группа по проблемам четвертой промышленной революции, в круг интересов которой входят, в частности, вопросы изменения бизнес-моделей, конкуренции и защиты прав интеллектуальной собственности.
«Японские компании при активной поддержке правительства развивают все основные направления четвертой промышленной революции, однако ее специализацией, сферой, где она опережает другие страны, является робототехника», — говорит Ирина Тимонина. По ее словам, стратегия развития этого направления, разработанная специальным Советом по реализации роботореволюции, была основана на понимании, что интернет вещей может существенно изменить правила конкуренции в отрасли. В частности, она предполагает использование роботов и на производстве, и в повседневной жизни. Помимо робототехники, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, Япония может предложить России свой опыт и достижения в развитии возобновляемых источников энергии, переработки промышленного и бытового мусора. В свою очередь, Россия, по его словам, способна помочь Японии в доставке грузов в Европу.
Диагноз и рецепты
Уже сегодня у обеих стран есть несколько интересных совместных проектов. Как сообщил РБК+ первый заместитель министра промышленности и торговли России Глеб Никитин, прежде всего, стоит отметить две глобальные российско-японские инициативы. Первая — «Диагностика производительности российских предприятий» силами японских специалистов. Уже отобраны 12 российских предприятий, которые в этом году должны пройти технический аудит. В феврале—марте 2017 года делегация Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО) завершила ознакомительные поездки на предприятия, и первую диагностику прошли четыре из них. (Кстати, по итогам этой поездки японские инвесторы решили начать выпускать на заводе «Исток-Аудио» устройство для пожилых людей с нарушениями слуха.) Вторая инициатива — «Подготовка кадров в смежных отраслях», в рамках которой в 2017–2018 годах около 100 российских менеджеров пройдут стажировку в Японии. «Стажировка направлена на повышение квалификации специалистов в области автокомпонентов и металлургии и материалов», — говорит первый замглавы Минпромторга. Так, в мае 2017 года Японию уже посетили 16 менеджеров из «Северстали», НЛМК и ММК.
По мнению Глеба Никитина, благодаря кооперации между японскими и российскими компаниями наша страна может встроиться в новые международные производственные цепочки. «В России есть природные ресурсы, позволяющие обеспечить японских производителей оптоволокна, тепловизоров и солнечных батарей сырьем до ста лет работы вперед. Прежде всего, рядом с Японией, в Приморском крае, находятся месторождения германия», — говорит первый замглавы Минпромторга. Для их разработки требуются технологии подводной добычи угля, а по этому направлению Япония занимает ведущие позиции. «Вместе с тем в России расположен один из крупнейших заводов по получению германия в мире. У нас имеются ноу-хау, а также технологии получения германия из бурого угля и аргиллитов. В случае реализации этого амбициозного проекта совместно с Японией мы могли бы полностью закрыть потребности японских компаний в германиевой продукции», — рассказывает первый замминистра. Российская сторона, в свою очередь, предоставила Японии еще одну уникальную разработку — технологию получения дешевого лития из минеральных рассолов. «Сегодня по всему миру его добывают из руды, что очень дорого, или выпаривают на солнце. Однако литий используется в батареях любого мобильного устройства», — поясняет он.
Сотрудничество уже начато в самых разных отраслях. Например, крупнейший лесопромышленный холдинг Дальнего Востока — РФП ведет переговоры с домостроительной компанией из Японии Iida Group. Предварительный объем финансирования составит более $200 млн, в том числе эти средства будут направлены в создание лесоперерабатывающего кластера в Амурске Хабаровского края.
Во Владимирской области на территории Ковровского электромеханического завода уже запущен проект по совместному производству линейки токарно-фрезерных обрабатывающих центров нового поколения с такими японскими компаниями, как Takisawa и Akira Seiki. А в сентябре 2016 года германо-японский концерн DMG Mori Seiki и Ульяновский станкостроительный завод подписали специальный инвестиционный контракт о расширении производства токарных и фрезерных станков и создании обрабатывающих центров в России: объем инвестиций составил $79 млн.
«В целом могу констатировать, что наше взаимодействие сконцентрировано на поиске и реализации проектов в области промышленности, которые бы качественно поменяли в лучшую сторону существующие экономические цепочки. Необходимо привлекать инвестиции в производство такой продукции, которая бы также была востребована на рынках третьих стран, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе», — говорит Глеб Никитин. По его словам, российская сторона также рассчитывает на дальнейшее развитие взаимодействия в сфере автомобилестроения. В сентябре 2016 года на полях Восточного экономического форума был подписан специальный инвестиционный контракт с компанией «Мазда — Соллерс Мануфэкчуринг Рус» по созданию завода по производству двигателей для автомобилей Mazda, эта продукция пойдет на экспорт и будет использоваться в одноименных автомобилях по всему миру. Объем привлекаемых инвестиций в проект составляет 2 млрд руб.
Участие японских инвесторов помогает российским компаниям перейти к более глубокой переработке сырья. Например, Балтийская газохимическая компания совместно с Mitsubishi Heavy Industries строит экспортный терминал и завод по производству 1,7 млн т метанола в год из природного газа в промышленной зоне Усть-Луги в Ленинградской области. По словам Глеба Никитина, «российская сторона также представила на рассмотрение Японии предложения по перспективным направлениям взаимодействия в области гражданского авиастроения, вертолетостроения и отраслевого научно-технического сотрудничества», а очередная рабочая встреча экспертов по сотрудничеству в области гражданского авиастроения состоится на полях МАКС-2017 в июле 2017 года.
Ключевой момент
Актуальность сотрудничества с российскими компаниями, полагают эксперты, связана в том числе с поиском новых возможностей для наращивания IТ-экспорта. В глобальном инновационном индексе, который рассчитывают французская школа бизнеса INSEAD, Всемирная организация интеллектуальной собственности ООН и Корнелльский университет США, Япония переместилась за два года с 19-го на 14-е место, но при этом доля высокотехнологичного экспорта Японии сократилась с 22% в 2006 году до 15–17% в 2014–2016 годах. «Обладая конкурентоспособным научно-техническим потенциалом, Россия способна предложить Японии современные научно-производственные площадки», — говорит начальник аналитического отдела ИК «Русс-Инвест» Дмитрий Беденков. Он напоминает также, что товарооборот между нашими странами с 2014 по 2016 год упал с $45 млрд до 15 млрд.
«Главной проблемой остается низкая заинтересованность японских компаний в локализации производства на территории России. Если степень локализации будет повышаться, то и японские «умные» производства будут распространяться на российском рынке», — говорит доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова Игорь Хмелев. Однако, по его словам, более 70% японского импорта из России до сих пор составляет нефть и газ. Для сравнения: в структуре российского импорта из России 48% занимает транспортное оборудование, еще 21% — машиностроительное и энергетическое оборудование. Свою роль в этом сыграла авария на атомной станции в Фукусиме в 2011 году, после которой Япония пересмотрела свою энергетическую стратегию и стала ориентироваться на газ как клю