Инновации , Весь мир ,  
0 

Телефон вместо офиса

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos
Мобильный телефон уже сегодня заменяет предпринимателям и кошелек, и кассу, и клиент-менеджера. Готов ли консервативный бизнес вести свои операции в гаджетах?

Банки планомерно снижают количество отделений. По данным Центробанка, крупные многопрофильные банки в 2016 году продолжили оптимизировать внутренние структурные подразделения и за год сократили число отделений на 8%, до 34,2 тыс. Сокращается количество дополнительных и операционных офисов, операционных касс вне кассового узла. Процесс сокращения физического присутствия банков уже необратим. В 2015 году произошел буквально массовый исход — банковская сеть сжалась более чем на 11%. В течение десяти лет банки могут закрыть до 50% своих отделений, прогнозировал глава департамента финансовых технологий, проектов и организации процессов Банка России Вадим Калухов в рамках конференции «Инновационные сервисы для банков и бизнеса» в 2016 году.

Мировой тренд

Причина не только в сложной экономической ситуации и политике ЦБ по очистке рынка от неустойчивых банковских организаций. Аналогичные процессы характерны для крупнейших банков США, Европы, Великобритании и других стран. О стратегическом сокращении отделений и переводе к 2018 году на дистанционные каналы обслуживания до 90% транзакций в прошлом году заявила итальянская UniCredit Group. Аналогичные процессы идут во французском Societe Generale, отметившем сокращение использования офисов клиентами, американских JP Morgan, Citigroup и Wells Fargo, британском The Royal Bank of Scotland.

Расширяющийся функционал дистанционных — мобильного и интернет-каналов обслуживания замещает значительную долю физических операций в отделениях банка, говорит директор направления IT и облачных сервисов международной консалтинговой компании J’son & Partners Consulting Александр Герасимов. Автоматизация, по его словам, активно идет и в бэк-офисах финансовых организаций, которые непосредственно с клиентами не взаимодействуют, но обеспечивают исполнение операций. «В условиях полной автоматизации сотрудники банка становятся не исполнителями, а архитекторами процесса. А для этого нет необходимости собираться в одной точке и встречаться с клиентом. Это может быть распределенная команда», — говорит эксперт.

Банк на дистанции

Ориентированные на новое поколение потребителей банковских услуг, необанки функционируют преимущественно через мобильные приложения.

Сегодня сложно себе представить и любой классический банк без мобильного приложения для бизнеса.

В обозримом будущем такое понятие, как «отделение банка», для классических финансовых компаний не уйдет в прошлое, говорит главный аналитик ассоциации «Финтех» Иван Басов. Но по мере развития удобства дистанционных каналов динамика отказа от офисов в пользу диджитал-банков сохранится. Эксперт приводит в пример Сбербанк, который сократил порядка 1,3 тыс. отделений по обслуживанию корпоративных клиентов.

«Гендиректор компании — в первую очередь физическое лицо и потребитель розничных банковских услуг. «Физики» избалованы дистанционными сервисами, в отношении бизнеса они ждут того же и не хотят тратить время на посещение офиса», — объясняет директор центра финансовых технологий фонда «Сколково» Павел Новиков.

Облачная модель позволяет выводить на рынок даже сырые продукты и с помощью самих же пользователей быстро доводить их до уровня коммерческого использования, говорит Александр Герасимов. По его словам, набрать 50 млн абонентов сегодня можно всего за месяц. Поэтому современные сервисы в первую очередь внедряются в массовом сегменте и уже потом адаптируются под локальные отрасли.

«Как предприниматель, я хожу в банк крайне редко, за исключением отдельных операций, когда нужна бумага. Да и то в большей степени это требование регуляторов», — отмечает гендиректор Smart Engines Владимир Арлазаров.

Действительно, после появления в 2012 году первого образца мобильного банка для бизнеса, который обладал только функциями просмотра, приложения для юридических лиц значительно расширили свой функционал.

По данным аналитического агентства Markswebb Rank & Report, ежегодно составляющего рейтинг мобильных банков для малого и среднего бизнеса (МСБ), у лидеров этого канала банковского обслуживания реализован полноценный платежный функционал (можно отправлять платежи любым контрагентам), сервис проверки контрагента, графическая аналитика и распознавание платежного поручения по фото. Однако мобильный банкинг редко является самостоятельным сервисом и привязан к интернет-банку. Кроме того, в целом по сравнению с веб-версией функционал мобильного канала остается ограниченным, говорится в исследовании агентства по итогам 2016 года. В мобильных банках для малого бизнеса появляются решения, которые уже используются в приложениях для частных лиц: вход по отпечатку, распознавание платежек по фото, 3D Touch, распознавание лица. «Однако существенного ускорения развития мобильного банкинга, скорее всего, не произойдет в том числе в силу консервативности конечных пользователей, которые пока отдают предпочтение интернет-банкам», — отмечают в Markswebb Rank & Report.

Бизнес предпочитает анализировать деятельность в интернет-банке, а операции зачастую проводит в мобильном, говорит руководитель блока «Цифровой бизнес» Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас. По его словам, мобильные технологии в банкинге — неотъемлемое и естественное продолжение веб-приложений. «Надежный мобильный банк — большая ответственность, ведь это самый интимный канал общения с клиентом», — отмечает он.

Бизнес обоснованно консервативен, он имеет дело с суммами других масштабов, чем физлица, и хочет получать надежный и защищенный продукт, а это не так просто. Технологии должны быть отработаны. Банкам еще предстоит проработать взаимодействие с партнерами и регуляторами рынка, отмечает Владимир Арлазаров.

«Доля использования интернет-банкинга в сегменте юрлиц по-прежнему доминирует, и я не думаю, что это изменится в крупных компаниях. А вот у малого и среднего бизнеса уровень проникновения мобильного банкинга может увеличиться и занять доминирующую позицию. По разным оценкам, порядка 25–35% бизнес-аудитории используют мобильные банки для осуществления корпоративных операций», — говорит Иван Басов. По его словам, тенденция к сокращению издержек, повышению уровня клиентских сервисов и снижению временных затрат, а также правила, которые диктуют сами клиенты, — простой и быстрый доступ к необходимому набору сервисов и продуктов — будут мощнейшим драйвером для перехода к диджитал-банкингу.

Регуляторы отстают

Для повышения функциональности мобильных банковских приложений и возможности обеспечения их надежности потребуется кардинальная перестройка законодательства, говорит Александр Герасимов. «Правовое регулирование не только в финансовой, но и большинстве других сфер экономической деятельности страны сегодня не соответствует новой цифровой парадигме», — отмечает он. Государство все еще воспринимает любое предприятие как некую территориальную единицу с конкретным адресом. И когда вдруг предмет регулирования отличается от традиционного и представляет собой автоматический процесс, а не офис, законодательство оказывается в тупике и может просто парализовать работу цифровых систем.

В ЦБ признают, что до сих пор все финансовое регулирование и надзор касались в основном пруденциальных аспектов — капитала, ликвидности, прибыльности, качества активов. Сейчас регулятору совместно с участниками финансовой индустрии предстоит решить большой пласт проблем в связи с повсеместной диджитализацией отрасли. «В ближайшем будущем значительный объем рисков будет иметь не финансовую, а технологическую природу. И мы должны быть готовы к этим рискам. Наша задача — выработать единые стандарты работы с базами данных, качеством данных, требования к моделям, которые применяются к аутсорсингу данных, требования к информационной безопасности», — заявила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина на XXVI Международном финансовом конгрессе в Москве.

По ее словам, отдельный приоритет регулятора — обеспечение равного доступа к финансовым услугам для жителей всей страны, будь то большой или малый город, и для людей с ограниченными возможностями. А это возможно только с развитием доступа к мобильным банковским технологиям и совершенствованием возможностей идентификации пользователей.

Инструменты «Развитие интернет-пространства идет вперед, и надо эту волну поймать»
Скачать Содержание
Закрыть