— Грузоперевозчики все больше напоминают IT-компании. Прямо на сайте можно рассчитать стоимость перевозки, заказать машину, да еще и зачастую поучаствовать в скидочной акции. Насколько важна сегодня технологичность для грузоперевозчика, куда движется рынок?
— Необходимость изменений диктует рынок. Всего пять—семь лет назад на доставку товаров в среднем уходило три-четыре дня, а доставка на следующий день была отдельной премиум-услугой. Сегодня все по-другому. Uber, Amazon и другие высокотехнологичные игроки в корне изменили правила игры. Оплата и получение заказа из интернет-магазина — за один день, доставки пиццы — 30–40 минут, подача такси — почти мгновенна.
В подобной модели работы скорость предоставления информации об услуге уже является стандартом качества. И единственный способ соответствовать веяниям времени — это использовать мощности компьютеров. IT-системы становятся сложнее и умнее. Всего несколько лет назад, говоря о TMS (Transportation Management System), мы подразумевали лишь учетную систему. А сейчас в состав подобных программ входят блоки планирования, прогнозирования, модули помощи в принятии решений, построенные на технологии нейронных сетей. Это уже не перевозки, а чистой воды математика.
Отдельный вопрос — точки контакта компаний с потребителем: с развитием технологий растут и потребности клиентов. Кроме стандартного личного кабинета на веб-платформе пользователю уже нужны мобильное приложение, чат-боты для быстрых ответов и многое другое. Повышаются требования к скорости ответа на запросы, точности отслеживания грузов. Клиенты становятся более требовательными и образованными. Потребителю нужен все более качественный сервис, за который он готов платить.
— Навигация изменила жизнь любого водителя — и легковушки, и фуры. Однако она меняет и схемы бизнеса перевозчиков. Как современные навигаторы позволяют оптимизировать бизнес, чего в них не хватает?
— Навигатор — это инструмент, который позволяет рассчитать и оптимизировать маршрут при перемещении из точки А в точку Б. Что мы конкретно оптимизируем: время или, например, расстояние, — зависит от целевой функции, которая заложена в основу модели. Что это дает бизнесу? Мы можем рассчитать и спланировать время прибытия в точку погрузки, транзита или выгрузки. Зная плановый маршрут и отслеживая фактический, можно спрогнозировать опоздание, предотвратить кражу грузовика с грузом, оценить уровень подготовки водителя и многие другие параметры.
— ГК «Деловые линии» вместе с компанией BIA Technologies разрабатывают навигатор для большегрузного транспорта. Чем это решение будет отличаться от уже имеющихся на рынке, в том числе от мировых фирм-производителей?
— Есть очень простой, но не всегда заметный факт. Грузовые транспортные средства (ТС) не могут ездить по маршрутам, построенным обычными навигаторами. Существуют специальные знаки для грузовиков, ограничения по высоте и весу, пункты весового контроля. Все это нужно учитывать при построении маршрута, но не все из этого знают обычные навигаторы.
В результате предпроектной работы мы проанализировали множество решений на рынке навигационных платформ и пришли к выводу, что ни одно из них не соответствует нашим требованиям. Поэтому было решено сделать свой, совместный с BIA Technologies продукт. В чем его уникальность? Более чем за 15 лет работы на российских дорогах в ГК «Деловые линии» скопилось огромное количество информации о дорожной инфраструктуре, скоростях, фактических сроках доставки, ремонтах различных типов ТС и многое другое. Объединив компетенции «Деловых линий» и инновационные разработки BIA Technologies, мы планируем получить высокотехнологичный продукт, учитывающий реалии российских дорог и бизнеса. Одна из фишек программы — «физическая модерация» объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. За этим следит специальная выездная служба (сейчас в ней уже более 40 экипажей! ) и сохраняет в системе соответствующие данные. Помимо этого в основе движка разрабатывается уникальный алгоритм построения маршрута, основанный на особенностях структуры затрат грузовых транспортных средств.
— Как новые разработки позволяют избегать перепробега и простоя, какие дают возможности контроля за водителем?
— С увеличением парка и количества операций становится невозможно вручную контролировать и планировать работы. На помощь приходит математическое моделирование.
Приведу простой пример: если посмотреть на дорогу как на гигантскую трубу, а на города как на резервуары, то правила логистики становятся похожи на законы гидродинамики. Сколько в резервуар пришло, столько должно и выйти, иначе резервуар переполнится.
Переполнение резервуара в нашем случае — простой машин. Если контролировать вход и выход машин в регион, то можно избежать простоя.
Это только одна простая модель из многих десятков, которые работают в нашей TMS-системе.
Новые разработки дают возможность моделировать различные ситуации и, принимая заблаговременные решения, избегать лишних затрат. К слову, и о навигаторе для большегрузов, и TMS, и многих других разработках мы вместе с нашими партнерами из BIA Technologies расскажем на выставке ComTrans, которая пройдет с 5 по 9 сентября.
— В транспортной сфере кадровый вопрос — один из ключевых: работа ответственная, а текучка кадров велика. Какие стимулы позволяют удержать хороших водителей в транспортной компании?
— Основное и, наверное, ключевое преимущество работы в ГК «Деловые линии» — это стабильность. Стабильность выплаты заработной платы — это базовый стимул, который позволяет удерживать и молодых, и опытных сотрудников.
Но у «Деловых линий» есть и множество других достоинств. У водителя в управлении находится современная и исправная машина (транспортные средства старше восьми лет и при определенном пробеге выводятся из парка), перед каждым рейсом проводится предрейсовый контроль машин, водители компании регулярно проходят обучение, получают новые навыки и компетенции. Внутри группы компаний развита система поощрения лучших сотрудников и всегда возможен карьерный рост.
— Как вы оцениваете уровень госрегулирования в сфере перевозок, как оно влияет на рынок?
— Не думаю, что имею право оценивать уровень госрегулирования от лица компании. Но, на мой взгляд, многие нормативные акты постепенно устаревают и требуют пересмотра.
Например, компании-агрегаторы вообще не имеют отдельного регулирования, так как в момент формирования нормативной базы их еще не существовало.
В то же время в последние несколько лет государство кардинально изменило подход к взаимодействию с бизнесом. Были созданы различные рабочие группы для решения конкретных проблем, совместно формируются предложения к изменению нормативной базы. Представители ГК «Деловые линии» сегодня также входят в экспертный совет при Министерстве транспорта РФ, где обсуждаются весогабаритный контроль, режим труда и отдыха водителей, требования к безопасности перевозок и другие актуальные проблемы. По сути, мы консолидируем позицию частных перевозчиков, с которыми встречаемся в регионах, и выносим предложения на обсуждение на базе совета и других площадках.
Не так давно мы вошли в экспертную группу «Автонет», где обсуждаются и формируются передовые и инновационные проекты в сфере автотранспортной отрасли.
Не отстают и региональные власти. Например, в Свердловской области при содействии министра транспорта мы постарались решить на месте локальные, точечные проблемы наших партнеров-перевозчиков.
Еще не так много качественных примеров, но движение государства в сторону поддержки транспортной отрасли и адаптации нормативных документов к реалиям рынка уже заметно невооруженным глазом.