Электричество и низкий пол
Тон в обновлении автобусного парка в России задает, конечно, Москва: пыхтящие старые машины как-то незаметно уступили место новенькому синему транспорту. С 2010 по 2017 год Мосгортранс приобрел почти 6 тыс. новых автобусов. А в этом году город закупит еще 873 рейсовых автобуса и 50 туристических — для перевозки гостей столицы во время чемпионата мира по футболу в 2018 году. 8 августа 2017 года на заседании президиума правительства Москвы было принято решение в будущем закупать вместо автобусов на моторном топливе современные электробусы. Предполагается, что поставщиками выступят российские заводы. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, уже в конце года должны объявить первый конкурс на закупку 300 электробусов: «На обкатке находится целая линейка различных электробусов — и отечественных, и зарубежных. Зарубежные аналоги показывают лучшие качества обкатки, лучшую приспособленность для городских условий, но мы надеемся, что наши отечественные производители в ближайшее время смогут показать конкурентную продукцию». По словам руководителя столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, городские власти планируют закупать по 300 электробусов каждые три года. Для этого с производителями заключат специальные контракты периодического обновления по истечении жизненного цикла машины. Кроме того, согласно принятой городской программе с 2021 года Москва будет закупать только низкопольные электробусы.
Учитывая, что Москва располагает самым крупным в стране парком автобусов, его обновление отражается на всем сегменте авторынка.
Автобусные рекорды
На 1 января 2017 года в России зарегистрировано 395,4 тыс. автобусов. Их средний возраст, по данным агентства «Автостат», составляет 15,9 года. А 45% всех автобусов в стране — старше 15 лет. Доля иномарок невелика — всего 27%. Лидером является ПАЗ — 168,1 тыс. единиц, на втором месте КАвЗ — 55,8 тыс., на третьем ЛиАЗ — 34 тыс. На долю этих трех марок приходится 65% всего российского парка автобусов. Из иномарок лидирует Hyundai — 16,2 тыс. единиц.
Обновление и пополнение парка автобусов идет по всей стране. По данным «Автостата», по итогам первого квартала 2017 года объем российского рынка новых автобусов (без учета микроавтобусов) составил 2,5 тыс. единиц — на 62% больше, чем в прошлом году. Более половины этого объема пришлось на продукцию города Павлово: ПАЗ поставил 1,4 тыс. автобусов, что на 54% больше, чем прошлогодние продажи аналогичного периода. На втором месте подмосковный ЛиАЗ: 525 машин и рост 156%.
Главный драйвер спроса — обновление муниципальных автопарков. Кроме того, автобусы массово заменяют на прежних маршрутах трамваи и троллейбусы.
По данным Росстата, в 2000 году в России было 12,2 тыс. троллейбусов, а в 2015 году уже на 2 тыс. меньше — 10,2 тыс. Троллейбусный пассажирооборот за те же 15 лет упал с 8,7 млрд до 1,6 млрд человек. В 2015 году во всей России было произведено всего 62 новых троллейбуса.
Учитывая потенциал российского рынка, некоторые иностранные марки запускают производство автобусов на территории страны или рассматривают такую возможность. Например, в августе 2017 года губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, генеральный директор АО «Исузу Рус» Фабрис Горлье и директор по развитию ООО «Симаз» Сергей Полбин в рамках международной промышленной выставки «Иннопром-2017» подписали трехсторонний меморандум о намерениях запустить в регионе производство автобусов Isuzu: собирать их на мощностях производственного комплекса «Симаз» в Ульяновске. Первые продажи должны стартовать в конце 2017-го — начале 2018 года. Объем производства составит до 500 автобусов в течение первых 12 месяцев.
А 9 февраля 2017 года состоялась церемония открытия официального представительства подразделения коммерческого транспорта Hyundai Motor Company в России — компании Hyundai Truck and Bus Rus. Производить новые модели будет калининградский завод «Автотор». По заявлению председателя совета директоров завода «Автотор» Валерия Горбунова, планируемые инвестиции должны повысить локализацию производства основных грузовых автомобилей Hyundai до полного цикла сборки, включая сварку и покраску.
Школьно-транспортная программа
В прошлом году правительством РФ принята государственная программа «Школьный автобус» по обеспечению образовательных организаций автобусами на 2016/17 учебный год за счет средств федерального бюджета. Новые школьные автобусы должны заменить транспорт, который уже отслужил свой срок эксплуатации либо не соответствует требованиям безопасности перевозок школьников. Принято решение, что с 1 июля 2017 года перевозка детей может осуществляться автобусами не старше десяти лет.
Транспорт для перевозки детей должен обязательно иметь дополнительную низкую ступеньку, багажные полки для ранцев и специальные ремни безопасности. Электроника в таком автобусе не позволяет ему двигаться с открытыми дверями, а также ограничивает скорость до 60 км/ч. Весь школьный транспорт комплектуется цифровым тахографом и спутниковой системой ГЛОНАСС.
На 1 января 2016 года в стране существовало 55,6 тыс. населенных пунктов с численностью жителей до 5 тыс. человек, где отсутствовали общеобразовательные организации. При этом в таких населенных пунктах проживали 287,4 тыс. детей школьного возраста. Согласно данным Счетной палаты, на обновление парка школьных автобусов из федерального бюджета в 2016 году было направлено 3,9 млрд руб., на которые были закуплены и поставлены в регионы 2468 единиц транспорта. Благодаря этому заявленная потребность регионов на 2016 год была удовлетворена лишь на 51%. По информации из регионов, на 1 января 2017 года в России для перевозок детей до общеобразовательных учреждений используется 1,9 тыс. автобусов (6,9% парка школьных автобусов) с годом выпуска больше десяти лет. В 54 из 85 регионов страны при перевозке детей используются автобусы с годом выпуска более 11 лет, в восьми регионах — произведенные до 2000 года. Исходя из такого положения дел, перед производителями автобусов — как школьных, так и городских — открывается впечатляющий рынок.