Виртуально, но материально
Поправки в закон «О теплоснабжении» неофициально называют законом об альтернативной или виртуальной котельной, так как они вводят новый порядок расчета стоимости тепла — исходя из стоимости построенной с нуля виртуальной котельной. Документ предполагает отмену госрегулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения и переход к установлению предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Предельная цена определяется стоимостью поставки теплоэнергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение источника — это и есть цена «альтернативной котельной». До сих пор тарифы на тепловую энергию формировались исключительно исходя из затрат плюс минимальной надбавки для инвестора, что делало невыгодным привлечение существенных вложений в отрасль и повышение эффективности.
«Альтернативная котельная — это модель ценообразования, которая позволяет найти компромисс между необходимостью повысить тариф, что нужно для модернизации системы, но при этом сохранить его посильным для пользователя, то есть не допустить необоснованного роста тарифа. Именно концепция «виртуальной котельной» и позволяет найти взаимоприемлемое решение», — говорит советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.
Переход на новую модель является строго добровольным. При этом законопроект при его обсуждении поддержали представители более 50 регионов, в том числе Алтайский край, Республика Татарстан, регионы Поволжья и Урала. Причина понятна. В настоящее время объем рынка теплоэнергии оценивается в 1,5 трлн руб., при этом отрасль остается недофинансированной. Нехватка инвестиций привела к тому, что значительная часть оборудования ТЭС нуждается в срочном обновлении — это предопределило интерес к новому механизму со стороны регионов.
В первую очередь новый метод работы позволяет обеспечить теплом северные регионы с длительным отопительным сезоном. К примеру, в Красноярске, по расчетам местных властей, в связи с появлением новых районов дефицит тепла составит до 2032 года 700 Гкал/ч, необходимых, при грубом расчете, для отопления более 3 тыс. пятиэтажек. В некоторых регионах схемами теплоснабжения уже заинтересовались правоохранительные органы. К примеру, в августе 2017 года саратовская прокуратура вынесла предписание администрации города: по данным ведомства, в Саратове «на протяжении трех лет не проводится актуализация схем теплоснабжения». «Без решения проблем в сфере энергосбережения невозможно дальнейшее развитие в сфере топливных и энергетических ресурсов, в иных сферах жизни общества», — говорится в официальном заявлении прокуратуры.
Первые площадки
Одним из первых регионов, где планируется внедрить новую систему, станет Челябинск. Здесь дочерняя структура компании «Фортум» — Уральская теплосетевая компания (УТСК) планирует обслуживать по новым правилам около 17 тыс. собственников, в том числе юрлиц и владельцев частных домов. С начала 2018 года местные власти утвердили для УТСК тариф на тепло: 1 Гкал обойдется примерно в 1200 руб. без НДС, из которых УТСК 707 руб. выплатит производителю тепла, еще около 300 руб. потратит на транспортировку по магистральным теплотрассам, а 179 руб. — на транспортировку тепла по распределительным сетям.
Сибирская генерирующая компания (СГК) проводит масштабную реформу системы теплоснабжения в третьем по величине городе Алтайского края Рубцовске. В рамках инвестиционного проекта в городе построена и реконструирована магистральная теплосеть. Инвестиции пошли на переоснащение Южной тепловой станции, а также на перекладку и строительство значительного объема трубопроводов. Общий объем инвестиций в проект составил 2 млрд руб., при этом срок его окупаемости, по расчетам инвестора, составляет около 12 лет, при том что отопительный сезон в городе обычно составляет 200–220 дней.
СГК также готова инвестировать в развитие теплоэнергетического комплекса Барнаула около 3 млрд руб.; в основном эти средств пойдут на замещение малоэффективных небольших котельныхи и модернизацию теплоисточников.
Однако компании нужны гарантии возврата инвестиций, закрепленные законодательством, — именно эти гарантии и могут дать поправки в закон «О теплоснабжении». По словам доцента РЭУ имени Г.В. Плеханова Владимира Колмакова, необходимо пересмотреть принципы индивидуального учета потребляемой тепловой энергии и решить, кто будет оплачивать переход на инновации. «Ближе всех к решению проблемы модернизации системы теплоснабжения расположились северные территории, где продолжительный отопительный сезон и низкие температуры выводят борьбу за снижение теплопотерь на качественно иной уровень, в результате чего индивидуальные котельные для многоквартирных домов уже не проект, а окружающая действительность», — говорит эксперт. Таким образом, принципы «альтернативной котельной» будут стимулировать спрос на инновационные технологии — осталось лишь расширить либерализацию этого рынка.
Выбирают потребители
«В дальнейшем потребители тепла смогут сами определять, кто, за какие деньги и на каких условиях будет поставлять тепловую электроэнергию. При этом местным властям дано право назначать предельную цену за оказание этой услуги», — говорит директор Центра энергосбережения, энергоэффективности, экологического и энергетического аудита Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Леонид Примак. По его словам, в рамках этой цены потребители могут выстраивать любые удовлетворяющие их схемы поставки тепловой энергии. Это приведет к конкуренции на рынке, а в отдаленной перспективе — к снижению тарифов. «Уже сейчас есть очень обнадеживающие примеры, когда умная местная власть, понимая, что государственная «лафа» закончилась, проводит кардинальную реконструкцию системы теплоснабжения и регулирования потоков тепловой энергии, что приводит к существенному — более чем на треть — снижению тарифов на отопление и горячее водоснабжение», — говорит Леонид Примак.
В целом, по мнению директора по тарифообразованию СГК Екатерины Косоговой, у модели «альтернативной котельной» два неоспоримых преимущества. Во-первых, она дает прозрачный расчет по единому принципу: по сути, рассчитать цену тепловой энергии будет под силу любому гражданину. «Сейчас правила тарифообразования настолько непрозрачны, что все участники процесса ходят на грани законности», — говорит Екатерина Косогова. Во-вторых, по ее словам, новая система позволит обеспечить стабильность цены на протяжении длительного времени, что в свою очередь позволит энергокомпаниям планировать свои инвестиции на более длительную перспективу, внедрять необходимые решения и быть уверенными, что рано или поздно проект окупится. В свою очередь потребители обретут уверенность, что их не ждут резкие скачки тарифов, и они получат надежное и качественное теплоснабжение. «Потребители защищены в новой модели предельным уровнем конечной цены, более не зависящим от затрат поставщиков. Для потребителей возрастет прогнозируемость затрат на тепло», — согласны в компании «Т Плюс». Предельный уровень цены будет определяться по справедливой стоимости альтернативного источника теплоснабжения, а клиенты больше не будут зависеть от затрат производителей.