#1 Теплоснабжение, 15 ноября 2017
Решения , Весь мир ,  
0 

Тепло по контуру: как инвесторы пошли в городские котельные

Фото: Сергей Коньков/ТАСС
Фото: Сергей Коньков/ТАСС
В России реализуются первые проекты в рамках реформы системы теплоснабжения. Для распространения такого опыта в масштабах страны необходимо доработать законодательство и тарифную политику.

Дорожная карта

Основные контуры реформы очерчены, говорят эксперты и участники рынка теплоснабжения, наступил этап детализации нового законодательства. «Мы для себя подготовили некоторый план действий по новому закону и рассчитываем разработать все необходимые подзаконные акты до середины 2018 года, чтобы к назначенному сроку регионы, муниципалитеты и единые теплоснабжающие организации смогли двигаться в нужном направлении», — рассказал замминистра энергетики Вячеслав Кравченко в ходе круглого стола «Реформа теплоснабжения: новые стимулы и результаты» в рамках форума «Российская энергетическая неделя» 5 октября в Москве. По его словам, регламент для методики расчета тарифа должен быть готов до конца года, и уже на основании официально утвержденных документов можно будет определить основные ценовые последствия реформы. «Есть ряд проблем, которые надо обсудить, чтобы мы при подготовке подзаконных актов не написали какую-либо глупость, в первую очередь это касается взаимоотношений между субъектами единой теплоснабжающей организации (ЕТО), перешедшими на модель альтернативной котельной, с другими источниками теплоснабжения и местной властью», — добавил он. В частности, по словам Вячеслава Кравченко, необходимо до середины следующего года прописать показатели и критерии работы теплоснабжающих организаций.

«На протяжении трех лет была проведена серьезная работа, которая стала результатом консенсуса между энергетическими компаниями и органами власти. Мы приняли изменения в законодательство, которые позволяют более подробно говорить о реформе рынка теплоснабжения. В итоге остается разработать дорожную карту по реформе и создать необходимую нормативную базу», — отметил заместитель генерального директора, исполнительный директор ПАО «Т Плюс» Роман Нижанковский. По его словам, первый блок документов будет регулировать нормативную базу по расчету цены «альтернативной котельной». Второй блок документов направлен на регулирование деятельности единой теплоснабжающей организации на этом рынке, какие права и обязанности у нее возникают по новому закону. Наконец, третий блок будет регламентировать деятельность органов региональных властей по утверждению уровней цены на тепло и соглашений с единой теплоснабжающей организацией. «Сроки реформы достаточно сжатые, мы все вместе должны разработать эти документы, провести детальное обсуждение и утвердить их уже в этом году», — добавил Нижанковский.

Модель для подражания

Как реформа выглядит на деле, можно посмотреть на примере Рубцовска, который теперь рассматривают в качестве образцового. «В недалеком прошлом в Рубцовске было два теплоисточника, которые имели не связанные между собой системы теплоснабжения: Южная тепловая станция и ТЭЦ бывшего тракторного завода. Доходы населения в городе не очень высокие, и защитить жителей всегда хотелось невысоким тарифом, в итоге не хватало средств на ремонт оборудования и сетей», — рассказал мэр Рубцовска Дмитрий Фельдман. По его словам, подобная ситуация не могла продолжаться долго, и на станциях начались аварии. Администрации Алтайского края неимоверными усилиями удавалось провести отопительный сезон — на грани срыва, когда угля оставалось буквально на двое суток при температуре воздуха минус 30–35 градусов. «Жители не замечали этих проблем, но наш день начинался с вопроса, где взять уголь, и заканчивался вопросом, где взять денег на ремонт сетей. Объем теплового рынка составлял около 1 млрд руб., а долги тепловых станций, сетей, обслуживающих организаций к моменту прихода инвестора достигали 1,4 млрд руб.», — добавил глава города.

Чтобы не заморозить город, нужен был инвестор, который сразу бы мог вложить свои средства и которому город мог бы доверять. Правительство Алтайского края долго занималось этим вопросом и провело переговоры с несколькими потенциальными инвесторами, в итоге в качестве партнера была выбрана Сибирская генерирующая компания (СГК). «После тщательного анализа ситуации мы решили, что базой стать должна Южная тепловая станция, потому что второй источник тепла в регионе буквально прекратил работу. В марте 2016 года руководство станции направило заявление о выводе мощностей с ноября 2016 года, поэтому медлить было нельзя», — рассказал Дмитрий Фельдман. После того как были проработаны технические решения, а общественность была подготовлена к переменам, началась работа по соединению двух контуров: практически весь город надо было перекопать, поменять сети и засыпать грунт обратно. В итоге в 2017 году общий объем инвестиций уже составил более 1 млрд руб., а в следующем году СГК планирует вложить в городское теплоснабжение еще 600 млн руб. Проект был рассчитан на реализацию в течение двух лет, но оказался, по сути, выполнен с опережением — с мая по сентябрь 2017 года. «Мы получили в лице СГК внятную организацию, с которой можно разговаривать. Дальше возникает вопрос, как компания будет возвращать эти средства», — говорит Фельдман. Чтобы решить эту задачу, по его словам, было заключено концессионное соглашение на 15 лет.

В самой СГК не рассчитывают на быстрый возврат вложений. «Изначально планировалось, что объем прямых инвестиций в проект составит 1,5 млрд руб., но мы промахнулись примерно на 300 млн руб.», — рассказал генеральный директор СГК Михаил Кузнецов. По его словам, в компании рассчитывают, что в 2019 году, после того как будут разработаны все подзаконные акты, город перейдет на новую модель рынка тепла. В этом случае инвестиции можно вернуть за 12 лет, а затем и что-то заработать. По словам главы СГК, проект изначально не был ориентирован на извлечение прибыли, основная задача для инвестора — не потерять свои ресурсы. «Мы как социально ответственный бизнес имеем обязательства перед жителями. В настоящий момент мы работаем в пяти субъектах федерации, и в каждом видим большие возможности улучшить систему теплоснабжения», — сказал Кузнецов. По его словам, внедрение принципа альтернативной котельной не приведет к росту тарифа, так как тариф — это всегда «производная физического состояния самих сетей».

Тарифная фобия

Именно рост тарифов называют одной из преград для реформы теплоснабжения. В Рубцовске, по словам заместителя губернатора Алтайского края Вячеслава Мещерякова, тариф был поднят с 1 июля 2017 года на 23%. «Мы свои обязательства будем выполнять и предпримем все меры, чтобы вложенные средства вернулись к инвестору. Мы настаиваем на том, чтобы как можно быстрее были определены параметры для инвесторов, а на установление первоначальной цены должен обязательно влиять муниципалитет и регион», — отмечает Вячеслав Мещеряков. По словам Михаила Кузнецова, новый тариф для СГК является достаточным, и даже после перехода на принцип альтернативной котельной корректировки не потребуется. Еще одна сложность, по словам Мещерякова, заключается в том, что в законе не прописан порядок реформы на тот случай, если в городе несколько теплоснабжающих организаций. Например, в Барнауле в настоящий момент работает 85 таких компаний, и у всех надо взять согласие, чтобы перейти на новый порядок работы, рассказал заместитель губернатора Алтайского края.

Тем не менее есть и другие регионы, готовые перейти на новые принципы работы. «Ситуация, которая сложилась в Рубцовске, — это первый опыт. Хотелось бы, чтобы все нормативные документы были в срок разработаны, приняты и согласованы с профессиональным сообществом. Мы видим проблемы с нерадивыми теплоснабжающими организациями, и у многих возникает вопрос, когда закончится уголь. Альтернативная котельная позволит реформировать отрасль, нужно только убедить население, что хорошее теплоснабжение дешевым не бывает и цена на тепло должна быть оптимальной для прихода инвестора», — заявил заместитель губернатора Кемеровской области Дмитрий Кудряшов.

Компетенция Споры о тарифах: подорожает ли тепло
Содержание
Закрыть