— Каковы основные тренды в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) с точки зрения банкиров? Как сказываются на сегменте рекордно низкие уровни инфляции?
— Кредитование растет — это констатируют все банки, работающие с малыми и средними предприятиями. Вместе с тем пока банки не видят, что низкий уровень инфляции сказывается на сегменте малого бизнеса или что есть отрасли, которые в силу этого резко прибавили в росте. Возможно, причина в том, что низкая инфляция у нас пока не сопровождается ростом потребительского спроса. Поэтому ситуация на сегодня, условно, в замороженном состоянии. Банки оценивают не макропоказатели сегмента МСБ, а уделяют более пристальное внимание качеству работы конкретных малых и средних предприятий.
— Тогда логичный вопрос: за счет чего растет кредитование?
— Прежде всего, за счет того, что снижение инфляции и ключевой ставки ЦБ приводит к снижению ставок по кредитам. Это вызывает повышенную кредитную активность всех субъектов экономики — и крупных, и малых. Второй фактор: мы видим на банковском рынке определенные изменения, которые сопровождаются снижением количества активных игроков. Ввиду этого идет перераспределение клиентов и заемщиков в пользу тех банков, которые считаются надежными участниками рынка и могут предложить уровень кредитной ставки ниже среднерыночной — например, за счет сотрудничества с Корпорацией МСП, а также участия в других госпрограммах поддержки малого бизнеса.
— Со стороны малого и среднего бизнеса возрождается спрос на инвестиционное кредитование?
— Да, растет спрос и на инвестиционное кредитование, и на инвестиционное финансирование в форме лизинга. Не могу сказать, что это какие-то взрывные темпы роста, но мне кажется, что у бизнеса есть ощущение: мы находимся в определенной стадии развития, после которой начнет довольно существенно расти спрос в экономике. А значит, сегодня время вкладываться в основные средства, в наращивание производственных мощностей. Сейчас, на фоне высоких цен на биржевые товары, мы, например, видим высокий спрос на инвестиционное кредитование со стороны малых и средних предприятий, которые являются субподрядчиками или сервисными компаниями по отношению к крупным металлургическим или горнодобывающим предприятиям.
— С точки зрения банков, что интереснее: инвестиционное кредитование или кредиты на пополнение оборотных средств?
— Универсального ответа, разумеется, нет. Оборотные кредиты проще — это более короткие деньги, проще оценивать риски, администрировать проекты. Но это и большие бизнес-риски: пришел банк-конкурент, предоставил условия чуть лучше — и клиент спокойно меняет банк. С инвестиционным кредитованием совсем по-другому. Если банк досконально вник в бизнес клиента, оценил инвестиционную программу, дал кредиты на закупку основных средств, на оборотные средства — тогда клиент с банком, что называется, вдолгую. Это продукты длительной окупаемости, и, соответственно, предполагают длительное взаимодействие клиента с банком. Но они, конечно, требуют от банка более тщательной профессиональной экспертизы.
— Если говорить о конкретных типах кредитных продуктов, на что наибольший спрос со стороны МСБ? Это контракты в рамках госзакупок — тендерные гарантии, гарантии исполнения контрактов? «Программа 6,5%» — насколько она интересна?
— В сегменте государственного и муниципального заказа и заказа крупных государственных компаний действует стабильное количество участников. Им нужны продукты, в целом довольно четко уже структурированные банковским сектором, в основном тендерные гарантии, гарантии исполнения контрактов, возврата авансов, финансирование проектов под заключенные контракты. Для упрощения участия малого бизнеса в госзакупках банк «Российский капитал» в августе этого года запустил программу по предоставлению банковских гарантий в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ с принятием решения за один рабочий день, без оформления залога и поручительств. Что касается «Программы 6,5%» — да, в свое время это была просто бомба, очень востребованный продукт. Хотя она и сейчас дает возможность средним и малым компаниям кредитоваться по ставке в районе 10% годовых — это отличная цена. Но за те два года, которые прошли с момента ее запуска, рыночные ставки сильно упали, рефинансирование банков — участников программы от ЦБ по ставке 6,5% годовых уже не приводит к кардинальному снижению ставки для конечного заемщика относительно среднерыночных ставок. Соответственно, падает спрос. «Программа 4,5%» — вот что было бы сейчас актуально, если правительство хочет стимулировать развитие сегмента МСБ.
— В каких отраслях вы видите сейчас спрос на инвестиционное кредитование в сегменте МСБ?
— Хорошие перспективные инвестпроекты мы видим в отраслях, связанных с транспортом, — это небольшие предприятия, имеющие контракты с муниципалитетами; обычно это городской пассажирский транспорт. Что касается специфики именно нашего банка, мы активно кредитуем на длительные сроки владельцев небольших помещений — например, мини-гостиниц.
— Длительные сроки — это сколько? И на какие цели?
— Десять лет, например. Разумеется, такие кредиты выдаются под твердое обеспечение — чаще всего это или офисы, или гостиницы, или небольшие торговые центры. Что касается целей — мы выдаем кредиты на длительный срок либо на развитие нового бизнеса, либо на расширение текущего. Кроме того, отдельно я бы остановился на ситуации в торговой сфере: она там сейчас специфическая. В последние несколько лет банки при кредитовании торговых предприятий крайне неохотно принимают в качестве залога оборотные активы, то есть товары на складе. Зато мы берем в залог транспорт, помещения, поручительства собственников. Вплоть до того, что, бывает, личное имущество берем в качестве залога. И это совершенно нормально: наши предприниматели начали понимать, что бизнес — это ответственное отношение к своему делу, а не просто возможность попробовать свои силы за счет заемных средств; очевидно, что кредиторов такой подход не может не радовать.
— Когда вы анализируете заявки на получение кредита, что вы считаете допустимым уровнем кредитной нагрузки на предприятия малого бизнеса?
— Здесь в каждом конкретном случае индивидуальный подход. Если совсем грубо — объем оборотного кредита не должен превышать квартальную выручку. Если же речь об инвестиционном кредитовании, решающую роль играет объем прибыли, которую генерирует проект; когда, скажем, проект длинный, пятилетний, то, если сумма кредита соотносится с пятилетней прибылью компании, мы считаем это хорошей, рабочей ситуацией.
— Если это инвестиционное кредитование, есть ли требование, сколько своих средств должен вложить в проект собственник?
— Да, конечно: как минимум от 20 до 30% в зависимости от проекта, его проработанности, отрасли, региона. Но требование участия собственника своими деньгами есть всегда, причем у всех банков, — предприниматель должен ответственно относиться к своему бизнесу, вкладывать собственные средства.
— А есть ли какая-то специфика кредитования малого и микробизнеса в плане технологий? Имеются в виду скоринговые системы, удаленная выдача кредитов…
— Сейчас все банки двигаются в сторону развития удаленных каналов. Думаю, уже в этом году все крупнейшие банки, мы в том числе, большую часть новых расчетных счетов клиентов МСБ будут открывать дистанционно. С финансированием чуть сложнее. Скажем, тендерные гарантии, гарантии на исполнение контрактов мы по большей части сейчас выдаем дистанционно. Инструменты покрытия ликвидности, овердрафты — тоже быстро растет доля решений, выдаваемых в режиме онлайн. А вот классические кредиты, сам процесс утверждения кредитных заявок — здесь о переходе на удаленные системы взаимодействия банка с клиентом говорить, мне кажется, пока рано, если только не брать случаев кредитования на какие-то совсем небольшие суммы. Все-таки если вы выделяете деньги на развитие компании, то лучше выехать на место, посмотреть бизнес, что называется, пощупать руками. Это также создает доверительную атмосферу сотрудничества. Все это объективно снижает риски кредитования.