Из восьми существующих на сегодня видов упаковок по материалу бумажно-картонные и из твердых и гибких пластиков занимают в стоимостном выражении 78% рынка (данные из отчета международной выставки ALL4PACK, 2015). Именно эти сегменты служат драйверами всей отрасли, и именно здесь концентрируется инновационная активность компаний — производителей тары.
«Инновационная деятельность в упаковочном бизнесе идет по трем основным направлениям, — говорит директор и основатель АО «ТИКО-Пластик» (производитель гибкой полимерной упаковки с печатью и пакетов) Игорь Есин. — Во-первых, в русле глобального тренда устойчивого развития. Во-вторых, в области повышения барьерных свойств упаковочных материалов. В-третьих, в области повышения информативности упаковки для потребителя и оптимизации процессов логистики».
«Зеленые» инновации
Концепция устойчивого развития, когда удовлетворение сиюминутных потребностей общества должно идти без ущерба для возможностей будущих поколений, в глобальной индустрии давно превратилась из лозунга в инструмент госрегулирования на западных рынках. Компании-производители получают преференции на рынке и повышают свой имидж во многом за счет поворота к «зеленым» инновациям: органическим и безотходным технологиям, рециклингу, биоразлагаемым материалам.
Так, в этом году австрийская компания Mondi вывела на рынок линейку пленок фасовки однократных доз сухих материалов, — например, таблеток для посудомоечных машин или стирки, соли для ванн, — продукты растворения которых в воде yна 100% биоразлагаемые. Такие пленки, считают в компании, могут быть актуальны также для упаковки сельскохозяйственных удобрений, семян, дезинфицирующих веществ.
В рамках тренда замены пластика бумагой в розничной торговле, итальянская компания Gruppo Cordenons разработала бумагу Leatherlike, которую представила на лондонской выставке Packaging Innovations в сентябре этого года. Бумага имитирует кожу, и, по мнению ее производителя, будет востребована для упаковки люксовых товаров, прежде всего брендов из мира моды.
Израильская компания Sous La Vie вывела на рынок пакет из водонепроницаемой «пластиковой» бумаги типа дюпоновской Tyvek, рециклинг которого хорошо налажен, и переработчики охотно его берут.
В России одна из новых разработок в области рециклинга с использованием макулатуры — «пульперкартон» Солнечногорского опытно-экспериментального механического завода, отмеченный Суворовской премией (присуждается Швейцарско-Российский торговой палатой и российским Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической). По словам исполнительного директора АО «СОЭМЗ» Дмитрия Гутмана, линейка продуктов из этого материала включает и лотки для овощей, и тяжелые ложементы для оргтехники, заменяющие пенопласт, и уникальные продукты вроде бумажных подкладных суден для лежачих пациентов.
Барьерные инновации
Повышение защитных (барьерных) свойств упаковочных материалов всегда было задачей номер один для их производителей, а особенно интенсивно поиск в этом направлении шел и идет в области полимерных материалов. Здесь в начале нашего века даже появился самостоятельный рыночный сегмент «высокобарьерной упаковки» (high barrier packaging), В 2016 году его объем компания Smithers Pira оценивала в $9 млрд (10,4% всего глобального рыка упаковки — $866 млрд), а рост в ближайшие пять лет — по 4,7% в год. При этом инновационный тренд тут смещается от улучшения механических свойств тары в область ее биохимических свойств и пищевых упаковок. Здесь, в свою очередь, конечная цель инноваций — полный отказ от пищевых консервантов за счет улучшения барьерных свойств упаковки.
До полного отказа от пищевых консервантов еще далеко, но инновационные упаковки уже позволяют отказываться от дополнительных консервантов, повышающих срок хранения. Например, новый материал Airshield от компании Performance Packaging (США) содержит полимер, в матрицу которого внедрены добавки, удаляющие кислород во время процесса наполнения упаковки.
Похожая нанотехнология используется в полимерно-керамической пленке ЗАО «Уралпластик-Н», созданной на заводе при содействии «Роснано». «В настоящее время заводом освоены барьерные, металлизированные пленки, пищевые упаковки, готовые пакеты с кислородо— и паропроницаемостью, близкой к нулю, и прочностью на 40–60% выше аналогов», — говорит директор по научно-техническим вопросам проектной деятельности УК «Роснано» Владимир Скляр.
Оригинальную прозрачную упаковку с нанослоем ALOX (алюминия оксид) вывела на рынок ГК «Данафлекс» (Казань). «По сравнению с традиционными материалами (на основе соэкструзионных барьерных ПЭ-пленок), слой оксида алюминия толщиной 20–30 нм на порядок снижает проницаемость пленки для кислорода и позволяет подвергать ее стерилизации», — говорит руководитель R&D-департамента «Данафлекс» Максим Верижников. Новинка, по мнению руководства группы, может успешно конкурировать с непрозрачной фольгированной упаковкой в мясной и кофейной отраслях, а также в сферах производства детского питания и других областях, где желательна стерилизация продукта в автоклаве.
Информационные инновации
Новые виды активной и умной упаковки способны заботиться о безопасности пользователя, информируя его о фальсификации, критичных изменениях продукта, — истечении срока годности, порче или, например, повторной заморозке, говорит Константин Глушенков, заместитель директора по стратегическому маркетингу АО «Управляющая компания ГП «ГОТЭК». «Упаковка может также предупреждать о том, чтобы пациент не забыл принять таблетку или не превысил дозировку», — продолжает эксперт. В основном это IT-инновации в области упаковочной полиграфии и информационных чипов, но и химики внесли свою лепту.
Настоящий ренессанс переживают термохромные краски, меняющие цвет в зависимости от температуры, созданные химиками еще в 1920-х годах. «Сейчас мы можем наблюдать выход термохромов из нишевого применения на массовый рынок, — говорит гендиректор ООО «КТ Пигментс РУС» Александр Понин. — Это связано со все возрастающей потребностью производителей дифференцировать свои товары от десятков, если не сотен аналогов конкурентов, предлагая покупателям какую-либо добавленную ценность».
Последние разработки в этой области — инкапсулированные органические хромофоры диаметром 2–7 микрон, меняющие цвет в диапазоне температур окружающей среды от 5 ºС до 65 ºС с шагом в 3 ºС. В России тоже производят такие пигменты («КТ Пигментс РУС»), но на отечественной таре и упаковках они пока экзотика. Тогда как американский пивоваренный гигант Coors в нулевые годы нашего века построил на термоинформационных этикетках и банках своих брендов глобальную рекламную кампанию. Термохромофоры медленно, но упорно расширяют свою нишу на рынке баночной тары. Например, в этом году компания Ardagh Group (Люксембург) вывела на рынок алюминиевые банки Reveal Impact, меняющие картинку в зависимости от температуры напитка в них.
Особенности российских инноваций
В Советском Союзе, где роль универсального дой-пака выполняла авоська, а главными упаковочными материалами были доски, мешковина и вощеная бумага, в головном Всесоюзном научно-исследовательском и экспериментально-конструкторском институте тары и упаковки (г. Калуга) работали, по словам вице-президента некоммерческого партнерства «Национальная конфедерация упаковщиков» («НКПак») Игоря Смиренного, 600 человек. Сейчас там практически не осталось специалистов, да и те, что есть, уже пенсионного возраста.
Сама по себе децентрализация НИОКР в отрасли и перемещение их в компании-производители упаковочных материалов идет только на пользу делу, таков мировой тренд. Хуже другое. Создание новых материалов и инновации существующих, особенно нанотехнологические, поддерживаются государством. Но развитие самой упаковочной индустрии, по словам Игоря Смиренного, не включено ни в одну краткосрочную или долгосрочную программу развития экономики страны. Эти «ножницы» отрезают господдержку и преференции инновационной активности от предприятий, которые проявляют ее, по сути, на свой страх и риск.
«Сегодня для создания прорывных инноваций необходимо обладать широким интеллектуальным и технологическим потенциалом, что, как правило, доступно только крупным компаниям, так как отечественные разработки и их внедрение в массовое производство во многом зависят от доступа производителя и к отдельным видам сырья и материалов, и к современным производственным технологиям», — считает президент «НКПак» Владимир Чуйков.
Между тем, на российском рынке упаковки работают около 3 тысяч компаний, в 2016 году его объем оценивался в 5 млн т. По сравнению с глобальным рынком примерно в четверть миллиарда тонн тарной и упаковочной продукции и самого крупного китайского рынка (70 млн т) не так и много, но в стоимостном выражении это больше $10 млрд — вполне серьезные деньги, за которые идет борьба, в том числе с помощью инноваций в материалах и технологиях.