Парк как бонус
Идеи окружить Москву элитными пригородами под стать лондонскому Hampstead Garden Suburb, где средние расценки на домовладения составляют £2 млн, в первое десятилетие XXI века владели умами многих московских девелоперов. Логика понятна. В центре Москвы, где традиционно располагалось дорогое жилье, отсутствовала возможность создать проект с размахом, дополнив великолепное жилье ландшафтной составляющей. Иное дело Подмосковье с его большими территориями. Подходили, конечно, далеко не все из них. В первую очередь рассматривались ближайшие к городу локации: транспортная доступность — принципиальный параметр для целевой аудитории дорогих предместий. Ориентировались на западное направление, исторически и экологически наиболее удачное для реализации престижных проектов. Но именно оно уже было максимально освоено, здесь располагались и стародачные поселения, и новые коттеджные поселки, как, например, на Рублево-Успенском шоссе.
Нетронутыми, по сути, оставались лишь окрестности Сколковского шоссе. Это сейчас здесь есть и Московская школа управления «Сколково», и масса других привлекательных объектов, а еще десять лет назад, за исключением статусного поселка Фонда развития международного университета, ничего достойного внимания не было. Зато имелся масштабный бонус в виде 465 га Мещерского лесопарка, на тот момент, правда, напоминавшего труднопроходимую чащу. Однако его можно было превратить в серьезное преимущество. Плюс еще пара сотен гектаров, на которых помимо жилья можно было разместить разную инфраструктуру. Изо всех престижных пригородов, что задумывались в Подмосковье, первым и пока единственным из реализованных оказался именно «Сколково Парк».
Ставка на окрестности
Главный объект пригорода — клубный квартал «Сколково Парк для Жизни», но еще раньше началось создание обрамления проекта. Так, на 80 га появился гольф-клуб «Сколково» с полем на 18 лунок, где проходил турнир Russian Open с призовым фондом €1 млн, и клубным домом, построенным по проекту японского архитектурного гуру Шигеру Бана. Глобально изменился и уже упомянутый лесопарк. «Нетронутость первозданной природы удалось лаконично сочетать с развитием прогулочных зон и спортивных маршрутов, — рассказывает Наталья Стукалова, генеральный директор «Парка Мещерский». — Зимой парк предлагает пять лыжных трасс различного уровня сложности, летом — сеть разветвленных веломаршрутов. Наш парк — это гармония человека и природы, настоящее место силы». Велодорожками соединены все объекты пригорода. Их общая протяженность составляет 25 км. Суммарные инвестиции в комплексное развитие территории оцениваются в $1 млрд.
Качественный пригород — это не только место для отдыха и развлечений, но и пространство для полноценной жизни всех членов семьи. В шаговой доступности от клубного квартала расположено несколько образовательных учреждений — Зареченская средняя школа, традиционно входящая в топ-100 лучших столичных школ, школа искусств и Кембриджская международная школа, а в пяти минутах езды — частная школа «Росинка» и гимназия «Сократ». Для деловой активности предназначена отдельная часть проекта — «Сколково Парк для Бизнеса», который после завершения строительства будет соединен с клубным кварталом мостом через реку Сетунь.
В лучах солнца
Премиальная жилая часть пригорода представляет собой шесть корпусов высотностью от семи до девяти этажей, разработанных архитектурным бюро ТПО «Резерв», выстроенных в сложную линию, напоминающую стилизованный лепесток. «Мы перебрали не меньше десяти подробных вариантов, прежде чем остановиться именно на этой композиции, — рассказывает главный архитектор ТПО «Резерв» Владимир Плоткин. — Именно эта форма давала комплексу необходимое количество солнечных лучей, создавала пластику фасада и позволяла эффективно использовать существующий рельеф». Общий облик комплекса — лишь часть найденного решения. Вторая составляющая — панорамные окна, выполненные в виде треугольных эркеров. Это позволило одновременно улучшить инсоляцию, создать ощущение приватности и получить наиболее выигрышные виды. В квартирах предусмотрены большие солнечные лоджии, а у тех, которые расположены на первых этажах, — приватные палисадники в 0,4–1 сотку (их изолировали от остальной территории, высадив по периметру кусты боярышника).
Интерьеры общественных пространств выполнены британским дизайн-бюро Scott Brownrigg, имеющим столетнюю историю. Его подход к работе знаком каждому, кто побывал в стамбульском аэропорту — одном из самых крупных объектов бюро. В оформлении входных групп англичане использовали натуральный камень, благородные породы дерева, текстурированное стекло и дизайнерскую мебель. «Особенностью стиля Contemporary является ощущение свободного пространства, максимально наполненного естественным светом, что для жилого комплекса с концепцией загородного европейского пригорода премиум-класса особенно важно», — говорит генеральный директор архитектурного бюро Scott Brownrigg Даррен Комбер.
Прийти по-английски
Ближайшие семь гектаров, составляющие придомовую территорию клубного квартала, — это сложная ландшафтная композиция с тщательно продуманным зонированием. Для усиления рельефа местности были созданы искусственные склоны и высажены крупномеры, возраст некоторых перевалил за полвека. Природный ландшафт стилизован под парковую зону, характерную для Англии XVIII века. Он выполнен английским ландшафтным бюро HED (Hyland Edgar Driver Landscape Architects). Знаковыми проектами компании считаются Олимпийский стадион в Лондоне, территория аэропорта Хитроу и множество парков по всей Великобритании.
«Важно было связать проект с окружающим пространством. Таким образом, мы сделали некий сплав английского ландшафта с русским дизайном. Для нас это было очень интересно», — комментирует ведущий специалист по ландшафтному дизайну HED Саймон Эдгар.
На территории располагаются детские и спортивные площадки, прогулочные дорожки, каскадная набережная с декингом из сибирской лиственницы. Автомобильное движение убрано под землю, создан двухуровневый паркинг. В клубном квартале создается и развитая социальная инфраструктура премиального класса: уже открыты магазин фермерских продуктов и кафе с верандой у воды, а также салон красоты.
Без больших вложений рассчитывать на высокий интерес к проекту не пришлось бы, подчеркивает руководитель направления девелопмента компании Millhouse Игорь Пятибратов. «Главный фактор успеха элитных пригородных проектов — наличие развитой инфраструктуры и возможность за 20–30 минут добраться до центра города, — говорит Игорь Пятибратов. — Спрос на объекты в ЦАО по-прежнему останется высоким, но качественно реализованные пригородные проекты в недалеком будущем составят им серьезную конкуренцию».